Неприятный сезон все ближе: морозы, сырость, соль, вода, осадки всех мастей по очереди и одновременно… Исправность электрооборудования в таких условиях обретает особое значение – а ведь большинство из нас ездит отнюдь не на новых машинах. Что нужно проверить в машине в октябре?
Электрооборудование – самая уязвимая из систем автомобиля, и именно в зимних условиях ей достается больше других. Собственно, как достается больше других водителю, чей автомобиль вошел в зиму с запущенными неполадками в электрике.
Прежде чем выдать вам список рекомендованных к исполнению в октябре проверок, коротко поговорим о сути зимних проблем с электрооборудованием.
Светотехника – первое, что нужно проверить в электрооборудвании машины накануне зимы
Согласно с известным сленговым изречением, электротехника – это наука о плохих контактах. В автомобиле, да еще зимой, факторов, ухудшающих контакт в соединениях электрических цепей, более чем достаточно. И именно плохой контакт провоцирует большинство отказов электрооборудования.
Читайте также: Что нужно сделать с машиной в сентябре
Так что задача заботливого автовладельца в осенний период – выявить места, где «не контачит», и если не устранить их самостоятельно, то разобраться с ними при помощи профессионального электрика. Нарушенные контакты нужно почистить, промыть, поджать и прочее – вплоть до замены поржавевших штекеров.
Включите фары в темноте и оцените, насколько одинакова их яркость во всех режимах. Если лампы одинаковы и менялись в одно и то же время, но светят по-разному, значит, в цепи более тусклой есть потери – в одном из разъемов нарушен контакт.
Фара с помутневшим от времени пластиковым колпаком (слева) дает худший световой поток. Так же влияет на яркость “возраст” лампы
Это довольно распространенная неисправность, и место, где падает напряжение, довольно просто найти. Конечно же, попутно проверьте, все ли режимы фар и прочих огней включаются как положено. В виду того, что зимой темный период суток продолжительный, подумайте об эффективности фар.
Возрастное помутнение пластикового колпака фары можно устранить профессиональной полировкой
Имейте в виду, что старые лампы, отработавшие в машине несколько лет, светят не так ярко, как новые. Улучшить световой поток на старом автомобиле поможет также полировка стекол фар – естественно, если они изготовлены из пластика.
Проделайте то же самое с задними фонарями. Из-за обилия в них ламп со сложной коммуникацией иногда бывает, что неполадки в цепи одной из них приводят к проблемам другой лампы. Водители называют это «цветомузыкой»: при нажатии тормоза вместо стоп-сигнала светится габарит или, например, вместо поворотника моргает тусклым светом стоп-сигнал. Внимательно отследите характер проблемы, чтобы потом рассказать о ней электрику на СТО. Если хотите попробовать решить вопрос сами, начните с зачистки патронов ламп и всех контактов в корпусе фонаря.
Читайте также: Как сохранить кузов зимой: наносим воск
Чтобы проверить в машине систему электрооборудования, при работе двигателя на холостом ходу включите поочередно несколько мощных потребителей. Звук работы вентилятора отопителя должен быть ровным, без повышения и понижения оборотов. Также и стеклоочиститель – он должен работать равномерно и не слишком медленно. Если эти устройства работают все-таки не так, как нужно, это повод проверить напряжение, выдаваемое генератором (минимум 14,0 В). Хотя и сами электроприборы тоже могут быть «виноваты», прежде всего по причине износа электродвигателя их привода.
Элементарный тест поможет приблизительно оценить состояние батареи, которую традиционно ожидают нелегкие зимние испытания. После того как машина постоит с заглушенным двигателем несколько часов, померяйте напряжение на ее клеммах
Простейший тест аккумулятора – замер напряжения после его ночного “отдыха” – показывает, насколько исправна батарея и правильно ли работает генератор с регулятором напряжения
На исправном заряженном аккумуляторе вольтметр должен показать 12,6 – 13,2 В, и никак не ниже. Тревожным сигналом можно считать, если после простоя в несколько дней стартер заводит двигатель с трудом, проворачивая коленвал медленно и неохотно: если это не плохой контакт на клеммах АКБ, то скорее всего, это конец ресурса аккумулятора.
Если вы учили физику в средней школе, вам не стоит бояться электрооборудования в машине. Нет, мы не предлагаем вам отказаться от услуг профессиональных электриков, но как минимум простейшие проверки и замены ламп можно сделать самому. Запомните всего лишь два главных правила: нужно обеспечить безупречный контакт проводников там, где нужно, и исключить контакт проводов между собой и «массой» там, где не нужно. И то, и другое должно быть сделано надежно, с учетом того, что автомобиль двигается, его части вибрируют, поддаются воздействию влаги, температур и реагентов.
Также интересно: Підготовка до зими: готуємо машину і себе