Почему выражение "ямочный ремонт" вызывает у отечественных водителей только негативные эмоции? Неужели хотя бы теоретически он не может дать длительный положительный результат? Мы узнали кое-что из теории содержания автодорог.
Естественно, что дорога не разрушается сразу вся. Сначала по определенным причинам образуются локальные повреждения – ямы. Поэтому и ремонты у нас в основном ямочные. Если такой выполнить качественно и вовремя, то дорога прослужит десятки лет. Если нарушить оба условия – через год дороги в классическом понимании не станет.
Все секреты строительства качественных дорог человечество изучило еще 100 лет назад, но для дорожников некоторых стран они все еще остаются тайной.
Разрушение асфальта начинается с трещин – разрыва вяжущего вещества (битума), который в застывшем виде является основой асфальта. Трещины в свою очередь появляются вследствие чрезмерных нагрузок сверху, или из-за смещения основания (щебеночной подушки) дороги внизу. А “плывет” основа или из-за некачественного исполнения, или из-за природных явлений – подтопление, оползни, корни растений: то есть опять-таки по вине строителей, которые эти катаклизмы должны были бы предусмотреть и исключить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Готовим автомобиль к езде по ямам: как ездить по плохим дорогам
Потом в трещины попадает вода, которая летом еще больше нарушает основу, а зимой, замерзая, ускоренно разрывает поверхностные слои дороги на отдельные обломки. Они разбиваются колесами и ими же уносятся во все стороны. Все, яма готова. Чем дольше ее будут игнорировать ремонтники, тем шире и глубже она будет становиться ежедневно.
Если бы такой контроль качества строительства и ремонта дорог применяли везде, потребности в постоянных ямочных ремонтах не было бы.
Автодорожная наука (по крайней мере, отечественная) предлагает два способа ремонта ям: с так называемой разработкой и без таковой.
Первый способ. В идеале яму сначала надо углубить до основания, придать ей вид вертикального шурфа и вычистить от обломков и пыли. Затем образовавшийся шурф поливают разогретым битумом и последовательно засыпают составляющими дорожного полотна – щебнем и асфальтовой смесью. После уплотнения катком или виброплитой заплатка готова. Этот способ называют еще нарезкой карт, потому что каждую яму разрабатывают, вырезая в асфальте прямоугольные участки.
Основательный метод ремонта: разработка ямы тем или иным способом, ее очистка, заполнение смесью и уплотнение.
Второй способ. По большому счету это временный вариант: дырка в дороге остается как она есть, из нее вычищается только пыль и мусор. После чего она проливается горячим битумом и засыпается той самой асфальтовой смесью с соответствующим уплотнением опять таки катком или вибратором.
Понятно, что первый способ ремонта довольно затратный, ведь для выпиливания карт нужна специальная техника, а окончательная разработка ям выполняется вручную многими людьми. Но отремонтированный таким образом фрагмент пути не уступает долговечностью основной дороге.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему все время спускают шины: причины и что делать
Второй способ намного быстрее и дешевле. Но такие заплатки трудно сделать долговечными из-за их небольшой толщины и малой поверхности сцепления с основным телом покрытия. Однако, парадокс в том, что современные технологии дорожного ремонта направлены на совершенствование именно второго способа, без нарезки карт. Но нам эти технологии не подходят, поскольку требуют дорогого оборудования – то есть теряется весь смысл экономии.
Несмотря ни на что, определенные новые технологии ямочного ремонта таки проникают и на отечественные дороги. Во многих дорожно-эксплуатационных организациях есть в пользовании оборудование для струйно-инъекционного метода ремонта, который также называют инжекторным.
Струйно-инъекционный метод ремонта ям – быстрый, эффективный и всесезонный, но требует недешевого оборудования.
Суть его в заполнении ямы (как разработанной, так и нет) битумной эмульсией и мелким щебнем под давлением. По специальному рукаву сжатый воздух подает указанные материалы прямо в место ремонта, где собственно, послойно и образуется асфальтобетон. Такой ремонт можно выполнять и зимой.
Еще одна технология – применение холодных асфальтобетонных смесей, она хороша тем, что позволяет латать ямы зимой, когда проблематично транспортировать горячий асфальт из-за его преждевременного охлаждения. Заранее заготовленная холодная смесь укладывается в предварительно разогретую газовой горелкой яму и уплотняется. Существенные недостатки – высокая цена смеси и ее небольшая прочность на сдвиг, поэтому ее рекомендуется применять как срочное средство для небольших повреждений.
Большинства ямочных ремонтов можно избежать, если каждую новую трещину сразу "шпатлевать" специальным битумом.
Итак, достижения науки и опыт передовых предприятий говорят про то, что ямочный ремонт может быть качественным, и не всегда для этого нужны заоблачные бюджеты. Остается пожелать друг другу, чтобы единичные случаи удачных ямочных ремонтов превратились для нас в привычное явление.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как правильно ехать по ямам: 10 советов от Авто24