Полноприводный КрАЗ-255 был одним из крупнейших тяжеловозов в армии СССР, но именно на нем солдаты-водители выполняли впечатляющий цирковой трюк. И за это их не наказывали командиры, а наоборот, поощряли.
У кременчугских грузовиков за шестьдесят лет выпуска накопилось немало ипостасей, но об участии КрАЗов в таких формированиях, как понтонно-мостовые парки, широким кругам публики стало известно относительно недавно. Между тем, ПМП образца 1962 года стали легендой сразу по нескольким причинам. И одна из них – автомобили-вездеходы марки КрАЗ.
Понтонно-мостовой парк – это прежде всего около полуста мощных КрАЗ-255 с колесной формулой 6х6
Читайте также: Уникальный гоночный КрАЗ запустили через 30 лет простоя
Малосодержательное для непосвященных словосочетание понтонно-мостовой парк означает комплект оборудования для постройки переправ через водные преграды. Во время боевых действий военным иногда нужно перебраться на противоположный берег того или иного водоема. И здесь есть несколько противоположных в реальности требований:
Но советский ПМП послевоенного образца удалось создать таким, который удовлетворял большинство противоречивых требований. При этом, все оборудование вышло элементарно простым, без хитрой начинки, без электроники и даже без каких-либо электроприводов. Это очень важно для техники, работающей под прицельным обстрелом врага.
Стандартные звенья ПМП складываются в наплавной мост шириной 6,5 м грузоподъемностью 60 тонн
Понтонно-мостовой парк ПМП состоит из:
Конструкторы создавали понтонный парк так, чтобы мост строился максимально быстро. И в этом создатели ПМП преуспели – их конструкция получилась технически красивой.
Главный компонент понтонного парка – так называемое речное звено наплавного моста, которое ездит на платформе КрАЗ-255 или -260
На платформе КрАЗа каждый понтон лежит в сложенном вчетверо виде. И чтобы развернуть его, нужна ловкость водителя и второго члена экипажа – особенно если берег лишь едва пологий. Чтобы спустить звено на воду, машина должна сдать задним ходом в реку до глубины 1 м. В определенный момент водитель-понтонер должен более или менее резко затормозить и одновременно второй понтонер выдергивает стопор, фиксирующий сложенный понтон на платформе. Сила инерции сталкивает 6-тонный понтон с машины, он слетает в воду и – разворачивается в полный размер. Причем разворачивается буквально сам по себе, без механических приводов и помощи людей – благодаря действию упругих шарниров и сил плавучести.
Для быстрого развертывания звеньев моста нужны слаженные действия экипажа и машина с незаурядными вездеходными качествами
Между тем, пока понтон разворачивается, водитель должен успеть переключить передачу на первую и немедленно двинуться вперед. Чтобы фалом, соединяющим машину с понтоном, подтянуть последний к берегу. Где на него запрыгнут понтонеры, которые заблокируют замки, чтобы зафиксировать понтон от складывания. Собственно, и все – плавучий кубик, из которого можно строить мост, готов. Очень важно, что рядом с этой машиной на берегу могут разворачивать такие же звенья-понтоны экипажи других КрАЗов. То есть для ускорения монтажа моста “заготовки” для него готовятся одновременно.
Читайте также: КрАЗ из двух половинок: забытая модель 6434
Именно при развертывании секций имеет большое значение высокая проходимость КрАЗ-255. От того, как уверенно движется по прибрежной зоне и по дну водоема полноприводная машина, зависит построение переправы.
Развернутые звенья солдаты баграми подтягивают друг к другу и соединяют замками. Когда вдоль берега будет набрана лента понтонов нужной длины, подходят катера БМК и разворачивают ее поперек реки, до противоположного берега.
На схеме хорошо видно стрелу крана, который помогает свернуть звена понтона и загрузить их на машину
Катера остаются с “нижней” по течению стороны моста, и, упираясь в него и работая винтами, держат понтонный мост, противостоя сносу течением. Переправа длиной 227 метров под нагрузку 60 тонн в реальных условиях готовится за 14 – 30 минут, в зависимости от времени суток и типа берега.
По построенному таким образом мосту шириной 6,5 метра могут непрерывной колонной идти современные танки со скоростью 30 км/ч. Другая техника может идти в два ряда без ограничения скорости.
Еще одна важная особенность понтонного парка на базе КрАЗов 6х6 – его универсальность. Из тех самых звеньев, разделив часть их пополам, можно построить более длинный мост – 382 метра, хотя и меньшей грузоподъемности – до 20 тонн. Еще большую водную преграду можно преодолеть на отдельных, не соединенных понтонах – их толкают те же катера БМК. Недаром у бортов понтонов “зализанная” снизу форма.
В состав стандартного понтонного парка ПМП входят 12 катеров БМК, некоторые из которых тоже перевозятся на платформе КрАЗа
Интересно, что осведомленные в военном деле специалисты утверждают, что в 1978 году похожий понтонно-мостовой парк вдруг появился на вооружении у американцев. Похожий настолько, что совпало даже количество болтов на люках, закрывающих лазы в понтон. Подозрительно похожи на наши ПМП и немецкие системы FSB. Но главное для нас отличие в другом – базируются и американский мост, и немецкий комплекс на какой-то тамошней, заморской технике, а не на КрАЗах.
Читайте также: Что лучше – украинский КрАЗ или немецкий Magirus-Deutz