Если бы все водители знали, сколько неприятностей вызывает некачественная охлаждающая жидкость, они бы относились к ее подбору не менее тщательно, чем к выбору моторного масла. Но большинство из нас пребывает в уверенности, что главное – взять правильный цвет и не оплошать с температурой замерзания.
Если б все было так просто! Хлопот с антифризами не имеют только владельцы новых или почти новых автомобилей. А потом начинается: капремонт двигателя после перегрева из-за забитого окислами радиатора, микс масла и тосола в картере, “выгрызенная” головка блока, а у кого-то, смотри, и ротор помпы подчистую съело…
Читайте также: Зачем нужно проверять систему охлаждения
А все начинается с того, что мы считаем тосол и антифриз разными продуктами, да и вообще мало знаем о том, какие бывают охлаждающие жидкости, или пользуемся в отношении них заезженными стереотипами.
Чтобы крыльчатку помпы съело полностью, достаточно два-три года поездить с агрессивным антифризом в системе
Твердый стереотип в водительских кругах: дешевые антифризы плохи только тем, что могут замерзнуть при малейшем морозе. На самом деле, замерзающую незамерзающую жидкость в наше время найти нелегко даже при большом желании – и самые дешевые подделки не замерзают на морозе. Но угроза плохой жидкости в другом: она провоцирует коррозию на внутренних деталях двигателя, чем портит их и блокирует отложениями каналы системы охлаждения. В конце концов из-за плохого антифриза двигатель может потребовать капитального ремонта – хотя жидкость до последнего будет сохранять свою морозостойкость.
Водителей до сих пор пугают дешевыми антифризами, которые замерзают при малейших морозах. На самом деле опасность не в этом, а в коррозионной активности бодяги
Антифризы не одинаковые, их есть как минимум четыре типа, хотя в основе всех – одни и те же вода и этиленгликоль. Но сам по себе этиленгликоль обладает высокой коррозионной активностью, особенно в горячем состоянии. Он может буквально выедать некоторые металлы в системе охлаждения, поэтому для нейтрализации этой активности в антифризы добавляют присадки с ингибиторами коррозии. По типу этих присадок антифризы разделяют на: карбоксилатные (маркировка ОАТ, SNF, G12), гибридные (hybrid, HOAT, NF, G11), лобридные (lobrid, Si-OAT, OAT N, Р OAT) и традиционные (traditional, conventional, IAT).
В карбоксилатных жидкостях ингибиторы коррозии базируются на органических карбоновых кислотах, в гибридных – на смеси органических и неорганических, в лобридных – на органических и минеральных веществах. Традиционные антифризы имеют неорганические ингибиторы, на сегодня это устаревший тип жидкости, они не любят перегрев выше 105ºС и в идеале нуждаются в замене каждые 2 – 3 года.
Каждый автопроизводитель рекомендует для определенных двигателей определенный тип жидкости, но наиболее универсальными считаются карбоксилатные. Наибольшая вероятность нарваться на подделку – в категории traditional.
Со временем система охлаждения забивается отложениями из состава антифриза и продуктами коррозии деталей
Многие автомобилисты убеждены, что если антифриз потерял цвет, его нужно менять. Это не так, поскольку сами по себе антифризы цвета не имеют, и на его качества цвет никакого влияния не имеет. То есть потеря цвета антифриза в системе охлаждения отнюдь не значит, что жидкость нуждается в замене. Обесцвечивание прежде всего значит, что цветной пигмент в составе жидкости сработался.
Читайте также: Как выбрать антифриз для авто: 5 мифов о ТОСОЛе
Однако, если антифриз приобрел определенный неестественный цвет, например, ржавчину, это должно быть сигналом к его замене и промывке системы.
А производители, со своей стороны, добавляют краситель исключительно по маркетинговым соображениям, то есть две охлаждающие жидкости разного цвета – скажем, зеленая и красная – могут иметь абсолютно одинаковые состав и характеристики. Поэтому при покупке определяться надо не по цвету, а по рекомендациям автопроизводителя.
Цвет антифриза на самом деле ничего не значит, это всего лишь краситель, который могут добавить в охлаждающую жидкость любого типа
Часть пользователей автомобилей до сих пор находятся где-то в “счастливом прошлом”, когда в “Спортоварах” и на их черном ходе продавали исключительно синюю жидкости марки ТОСОЛ, созданную для новейших тогда “Жигулей”. Такие водители убеждены, что ТОСОЛ – это синий продукт, а остальные жидкости – желтая, зеленая и красная – называются антифризами. И соответственно синяя жидкость – для подержанных отечественных авто, а остальные – для иномарок.
На самом деле эта аббревиатура (Технология Органического Синтеза + типичное для спиртов окончание ОЛ) – всего лишь торговая марки одного из классических антифризов на основе этиленгликоля с пакетом присадок традиционного типа. Неправда, что заливать ТОСОЛ в современные автомобили нельзя, но придется тщательнее следить за сроками замены и условиями эксплуатации. Соответственно, самые старые ВАЗы и “Москвичи” вполне возможно эксплуатировать на современных охлаждающих жидкостях – главное, чтобы они не вытекли на дорогу через неплотности раньше, чем состарятся.
Последствия использования низкокачественного антифриза – поврежденные кавитацией и ржавчиной детали двигателя
Моя машина ездит нечасто и недалеко, поэтому в нее можно заливать самую дешевую охлаждающую жидкость – такое мнение имеет твердые позиции в народе. На самом деле это не так. Плохая жидкость делает свое черное дело – поедает коррозией металл – и во время стоянки. Дело в том, что самые дешевые антифризы (и ТОСОЛы – для тех, кто еще не понял суть вопроса) содержат в себе вместо этиленгликоля глицерин, да еще и метиловый спирт в придачу. Первый продукт нужен для морозостойкости, второй – для разжижения первого, поскольку он густеет на морозе. При том оба нештатных компонента вредны для деталей двигателя: глицерин провоцирует коррозию, а метанол является сильнейшим растворителем, который пытается растворить и металлы, и резину, и пластики. Поэтому к очень дешевым охлаждающим жидкостям надо относиться осторожно.
Что из этого следует? Во-первых, старайтесь использовать только ту жидкость, которая рекомендована заводом-изготовителем автомобиля. Да, точно установить рекомендуемую марку и шифр жидкости иногда очень непросто, но это возможно даже для раритетных ретроавтомобилей. И во-вторых, покупая нужную жидкость, будьте уверены, что это именно она, а не помеченная красивой этикеткой очередная незамерзающая бодяга.
Чтобы устранить коррозионное повреждение головки блока цилиндров, ее нужно шлифовать на станке или заменить новой
При любых условиях советуем следить за состоянием охлаждающей жидкости в вашем двигателе. Самое страшное то, что теряя свои качества, она часто прекращает защищать детали двигателя от коррозии и даже начинает разрушать их. Поэтому если автомобиль не очень новый, советуем заменять антифриз новым примерно каждые 3 – 4 года. При этом рекомендуется промывание системы водой или раствором нового антифриза.
Читайте также: Как выбрать антифриз для авто: 5 мифов о ТОСОЛе