Логистические проблемы с морским и авиасообщением заставили отечественных перевозчиков массово использовать седельные тягачи. Поэтому их начали тысячами привозить в страну.
Рынок седельных тягачей в 2022 году установил рекорд: несмотря на войну, продажи выросли на 19% по сравнению с прошлым годом.
Эксперты Института исследований авторынка определили, в каких областях чаще всего покупают автомобили этой категории и топ-25 моделей на внутреннем рынке, среди свежепригнанных и новых седельных тягачей.
Также интересно рынок грузовиков – один из старейших в Украине
В декабре украинцы приобрели 3,5 тысячи новых и подержанных грузовых седельных тягачей. Это на 12,2% больше, чем в декабре 2021 года, и на 7% меньше, чем в ноябре-2022.
Всего в течение 2022 года украинцы купили 33,6 тысяч седельных тягачей. Это на 19,3% больше, чем в 2021 году. Таким образом, продажи седельных тягачей – один из двух сегментов автомобильного рынка (вместе с электромобилями), который по итогам года продемонстрировал рост.
Большинство грузовиков (52,7%, 17,7 тыс.) в 2022 году привезли подержанными из-за границы. На внутреннем рынке приобрели 42,6% (14,3 тыс.) тягачей и только 4,7% (1,6 тыс.) купили новыми.
Динамика продаж седельных тягачей в Украине, декабрь 2021 — декабрь 2022
Пик продаж седельных тягачей зафиксирован в сентябре: тогда продали 4,4 тысяч машин. Рост этого сегмента начался в июне из-за нехватки подвижного состава в парках из-за изменения логистических маршрутов. Временная остановка портов привела к тому, что почти все импортные товары стали доставлять по суше, с помощью автомобильного транспорта, которого оказалось недостаточно. Поэтому украинские перевозчики активно пополняли свой автопарк.
В октябре началось снижение продаж в этом сегменте, продолжающееся третий месяц подряд.
Кстати , продажи малой коммерческой техники упали на треть
В 2022 году больше всего новых и подержанных седловых тягачей зарегистрировали во Львовской области (3,2 тыс.), что составило 9,6% от общего количества. В Одесской области регистрационные действия прошли еще 3 тыс. автомобилей этой категории (9,1%).
Третье место в рейтинге заняла Киевская область (2,5 тыс., 7,4%). На четвертой строчке расположился город Киев (2,4 тыс., 7,2%), а замыкает первую пятерку Закарпатская область (2,3 тыс., 6,9%).
Меньше всего седловые тягачи регистрировали в Луганской (77 шт.), Херсонской (84 шт.) и Донецкой (92 шт.) областях.
Количество продаж седельных тягачей в регионах Украины, 2022 год
Самым популярным седельным тягачом на внутреннем рынке в 2022 году оказался DAF XF. Количество продаж авто этой модели (4,1 тыс.) почти в 2,5 раза превышает показатели модели, разместившейся на втором месте – Volvo FH (1,7 тыс.).
На третьем месте находится Renault Magnum (1,7 тыс.), на четвертом – MAN TGX (1,6 тыс.), а замыкает первую пятерку Renault Premium (1,1 тыс.).
Самые популярные модели седельных тягачей на внутреннем рынке в 2022 году
Средний возраст седельных тягачей на внутреннем рынке составил 13,5 лет. Большинство этих автомобилей приобрели физические лица (81,6%).
Лидером «свежепригнанных» седельных тягачей по итогам 2022 года стал DAF XF (8,8 тыс.). На втором месте разместился MAN TGX (6,6 тыс.), а на третьем – Volvo FH (3,9 тыс.).
Четвертое место занял Renault Magnum (2,2 тыс.), а пятое – Scania R-Series (1,8 тыс.).
Самые популярные модели подержанных импортных седельных тягачей в 2022 году
Интересно, что абсолютное большинство седельных тягачей (96,7%) импортировали юридические лица. Средний возраст подержанных тягачей из-за границы в 2022 году составил 9,8 года.
Первое место среди новых седельных тягачей по итогам 2022 года занял MAN TGX (354 шт.). На втором месте разместилось Volvo FH (328 шт.), а на третьем – Mercedes-Benz Actros (261 шт.).
В первую пятерку также попали DAF XF (224 шт.) и Scania R-Series (103 шт.).
Новые седельные тягачи в 2022 году