Украинским водителям снова начнут присылать «письма счастья» с нарушениями. Уже с 17 декабря этого года в силу вступает новый государственный стандарт для приборов, фиксирующих нарушения ПДД в фото и видео режиме – тот самый, без которого запустить систему было нельзя.
Об этом говорится в приказе №345 Украинского агентства по стандартизации, опубликованном на сайте Верховной Рады. Документ определяет метрологические и технические требования к дистанционным измерителям скорости.
Читайте также: Чому розмитнення авто подорожчало: відео
В теории это значит, что еще до Нового года владельцам машин, нарушившим скоростной режим, правила переезда перекрестков и пр., будут на почту отправлять штрафные квитанции. В принципе, уже сегодня можно вести подготовительную работу по сертификации конкретного оборудования для использования его на дорогах. А вся техника, которая соответствует новым техрегламентам, годится для фиксации практически любых нарушений ПДД. На деле же, говорят юристы, все не так просто.
В документе прописана лишь техническая сторона вопроса: параметры приборов, условия их эксплуатации и т.д. Причем без указания конкретных моделей камер, которые могут фиксировать нарушения ПДД. Однако, говорят эксперты, даже такое послабление не поможет запустить систему мгновенно. Ведь далеко не все типы измерителей есть на вооружении у патрульных.
"Документ касается приборов, измеряющих скорость и те нарушения, которые можно фиксировать в "пространственно-временном режиме". Но если первую можно определять устройствами по принципу ТруКама, либо цифровым, либо аналоговым лучом. То для фиксации нарушений правил выезда на перекресток, например, при запрещающем сигнале светофора, они не годятся. Нужны те, которые измеряют "пространство с привязкой ко времени". Такие есть в Штатах. Но ни у нас, ни в близлежащих странах СНГ – пока нет. Да и во многих европейских странах они не применяются", – рассказал автоюрист Владимир Караваев.
Впрочем, их установка – вопрос времени. Главное, что регламент позволяет уже сейчас начать подготовительную работу по сертификации оборудования. А если парламент поддержит идею правительства впустить на "штрафной рынок" частников, за деньгами дело не станет.
По словам экспертов, в Украину для тестирования периодически завозятся разные дорожные камеры, но пока не ясно, на какой именно остановятся власти, какие модели будут развешиваться на украинских дорогах. К тому же, перед запуском всю информацию, поступающую с этих приборов, нужно будет внести в единую базу данных. Поэтому, говорят юристы, "письма счастья" в первые же дни вступления в силу новых стандартов вряд ли заработают. Как минимум, понадобится время на проверку соответствия устройств регламенту.
"Такой стандарт появился впервые. Он будет касаться стационарных, мобильных и ручных устройств. Кроме лазерных и радио измерителей скорости, новый стандарт предусматривает измерение скорости по видеокадрам, по принципу расстояние/время, измерение скорости в движении, а также использование для фиксации нарушений ПДД датчиков (пьезоэлектрических, волоконно-оптических, индуктивных петель), вмонтированных в дорожное полотно", — заметил в беседе с UBR.ua управляющий партнер ЮК "Альянс правовых сил" Виталий Собкович.
На пути возвращения "писем счастья" есть и более серьезные проблемы, говорят юристы. Много лет назад, когда штрафы владельцам машин рассылала еще милиция, те их легко обжаловали в суде. Дело в том, что Конституционный суд уже давно принял решение о незаконности такого метода наказания, поскольку он нарушает положения 61-й статьи Конституции Украины. Которая настаивает на "индивидуальном характере ответственности" водителя. Проще говоря, наказывать владельца автомобиля-нарушителя, не зная, был ли он за рулем, неконституционно.
Для того, чтобы автоматическая фиксация помогла справиться с высокой аварийностью, нужно в обязательном порядке вносить изменения в Кодекс про административные правонарушения, говорят юристы, иначе все будет также, как и раньше – водители просто станут пачками оспаривать "дистанционные" штрафы в суде.
Читайте также: Як полагодити автомобіль після ДТП без нервів і втрати часу
"Законодатели попробовали решить эту проблему тем, что прописали в законе ответственность для владельца транспортного средства, а не того, кто реально может быть за рулем. Но это не помогает обойти решение Конституционного суда об индивидуальной ответственности. Пока эти нормы не будут пересмотрены, водителей хоть и могут привлекать и выписывать штрафы, но основания для обжалования по-прежнему остаются достаточно серьезные", – отметил Владимир Караваев.