Больше всего внимания при выборе подержанного автомобиля покупатель уделяет кузову. И здесь действенную помощь может оказать такой прибор, как толщиномер. По крайней мере, так считают многие бывалые автомобилисты. Действительно ли он может заменить человека – опытного эксперта?
Особое внимание покупателя именно к лакокрасочному покрытию кузова понятно – незаводское ЛКП выдает следы повреждений самой дорогой части автомобиля. В свою очередь, мастера по ремонту кузовов усовершенствуют свои технологии по ремонту и маскировке его следов.
Косвенные показания давнего ДТП можно выявить несколькими способами: визуальным осмотром, замерами геометрии, изучением истории машины и электронных баз данных. Но самым простым будет замерять толщину лакокрасочного покрытия на каждой детали.
Толщиномер помогает быстро обнаружить перекрашенную деталь кузова, то есть – отремонтированную. Но в некоторых случаях мастерам удается обмануть приборчик.
Дело в том, что после ремонта на металле оказывается более толстый слой материалов, чем наносят на кузов на заводе. Даже если ремонтники обойдутся без шпатлевки, положить грунт, краску и лак по-заводски очень трудно – суммарный слой в мастерской получается толще.
Читайте также: Как сделать мелкий ремонт кузова автомобиля своими руками
Зная толщину ЛКП на новой машине, можно сравнивать ее с показаниями прибора и делать выводы по истории деталей кузова и всей машины.
Смысл замеров – найти (или убедиться, что таковых нет) места на кузове, где толщина ЛКП существенно больше той, которую создают на заводе. У каждой модели авто этот показатель может быть свой, иногда он изменялся даже в зависимости от года выпуска машины. В принципе, существуют таблицы толщин для машин разных марок, но их помощь весьма условна. Общие правила таковы:
В среднем толщина лакокрасочного покрытия современного автомобиля укладывается в диапазон 100–200 микрон. Но есть отдельные модели с показателем 80 мкм и есть с 200 мкм.
Нет, стопроцентной гарантии обнаружения "битка" толщиномер не дает, поскольку появляется все больше маляров, умеющих класть краску так тонко, как это делают роботы на автозаводе. Даже термин такой появился – красить "под толщиномер". (Их мастерство помогает маскировке не в каждом случае, но это уже тема отдельного разговора.) Но подобная работа очень дорого стоит, и ее есть смысл заказывать только на экземплярах с высокой рыночной ценой.
Есть несколько вариантов приборов, отличающихся по принципу действия, и в большинстве случаев от него зависит функциональность.
Читайте также: Как покрасить авто из баллончика
Отметим, что тип прибора при его выборе удается определить не всегда, поэтому прежде всего нужно выяснить, с какими видами металлов конкретный прибор работает.
Большинство приборов нужно периодически калибровать, для чего в комплекте есть эталонные пластины. Однако есть модели, которые калибруются автоматически.
Форм-фактор. Архитектура некоторых устройств откровенно мешает удобному пользованию им. К примеру, моделями с корпусом пистолетного типа очень неудобно делать замеры на крыше кроссоверов и минивэнов. Приборы с вынесенным на проводе датчиком имеют свои плюсы, но в автомобильной сфере сейчас практически не используются.
Трудно считывать показания. Поскольку при замерах разных деталей машины прибор приходится переворачивать, часто оказывается, что человек видит перед собой цифры вверх ногами. Есть модели, в которых предусмотрена функция переворачивания экрана.
Калибровка. У некоторых моделей (кстати, довольно популярных) нужно заново производить калибровку при переходе со стальных деталей на алюминиевые и наоборот. Это неудобно на машинах, имеющих лишь отдельные детали из легкого сплава (капот, крылья, крышку багажника).
"Правильный" современный толщиномер сам определяет, какой металл перед ним, и включает соответствующий алгоритм измерения.
Рабочий орган. Датчик толщиномера, который нужно прижимать к машине, бывает настолько широким, что не помещается в узких зонах кузова (точнее, для него не находится достаточно равной площади кузова нужной ширины) – перед лобовым стеклом, на полке у стекла двери, на изгибах задней панели возле номерного знака и т.д.
Эксперты по кузовному ремонту и подбору автомобилей подтверждают, что имея хороший толщиномер, можно определить отремонтированные кузовные детали даже без особого опыта и навыков. Но речь идет не обо всех случаях, ведь и повреждения, и качество ремонта бывают разными. Однако однозначно можно сказать, что аварийный кузов с небрежным ремонтом (или самыми грубыми ошибками ремонтников) можно будет обнаружить. И это уже – неплохой результат, если потом пригласить квалифицированного диагноста для выбора идеальной машины из числа отфильтрованных лично будущим владельцем.
Читайте также: Можно ли рихтовать алюминиевый кузов