Горнолыжный сезон открыт, и фаны карпатских склонов уже наверняка к нему готовы. Но все ли готовы к штурму тамошних дорог – как будем ездить в горах, тем более, в такую погоду, как в эти дни?
Отпуск оформлен, деньги обналичены, снаряжение упаковано в багажник, но… Уделите еще четверть часа автомобильному вопросу – все ли готово в этом плане?
Не будем сравнивать дороги на украинских горных курортах с дорогами в зимних Альпах или Пиренеях (хотя могли бы), просто напомним, какие сюрпризы могут ждать нас зимой в наших Карпатах.
Чтобы увидеть такую красоту, стоит проехать полтысячи и больше километров, и даже побуксовать немного на заснеженной дороге.
Читайте также: Как не замерзнуть в метель: если застрял в снегу
Снег на горных дорогах есть почти всегда – если не на основных, то на второстепенных, соединяющих отдельные объекты инфраструктуры. Для более-менее уверенной езды зимой в горах машина должна быть обута в зимние шины арктического типа, с глубокой нарезкой протектора, развитыми шашками в его плечевой зоне и желательно с шипами. Если вашим местом обитания на время отпуска станет совсем уж глухая местность, тогда в глубоком снегу пригодятся цепи (браслеты) на ведущие колеса. Помните главное правило езды по снегу – все делаем плавно. При буксовании в сугробах часто бывает полезным отключить системы безопасности – ESP и противобуксовочную.
В снег, глубина которого близка к клиренсу вашего автомобиля, лучше не заезжать, особенно на машине без серьезного полного привода
Кто хотя бы раз бывал зимой в Карпатах, навсегда запомнят ледяные желоба, в которые превращаются некоторые лесные проселки. Вода, которая стекает на них днем, к вечеру замерзает и при некоторых условиях не тает даже на следующий день. Спасает то, что эти дороги часто неровные, с «прослойками» выступающей из-подо льда замерзшей грязи – цепляйтесь за эти «рельсы» колесами. Шипы тут не панацея, законов физики они не отменяют, но во многих случаях могут помочь.
Именно так выглядит часть дорог в наших Карпатах: лед, колдобины и русло ручья вместо обочины. Без конкретного 4х4, шипов, цепей и специального опыта сюда лучше не соваться.
Читайте также: Как нужно ездить в туман и в условиях недостаточной видимости
Даже если дорога на спуске чистая и почти сухая, избегайте длительных торможений педалью – замедляйте машину, тормозя двигателем. Штурм подъемов рассчитывайте так, чтобы не переключать передачу до самой вершины (на машинах с автоматической трансмиссией зафиксируйте подходящую передачу в ручном режиме). Совсем плохо дело, если уклон будет обледеневшим, и неважно, спуск это или подъем. На хорошей резине у вас еще будут какие-то шансы, а на городских «европейках» на подобные скользкие лучше не соваться. Вообще на горных дорогах как нигде больше может пригодиться ведерко (пакет) песка или отсева, который можно захватить в багажник. Это простейшие средство, насыпанное дорожкой перед ведущими колесами, поможет вам элементарно стронуться с места на льду и укатанном снегу.
Даже если ваша машина идет уверенно, не штурмуйте подъем вслед за другим автомобилем: если он забуксует, то покатиться прямо на вас.
Читайте также: Снег и ветер: в чем опасность езды в метель
В Карпатах много узких дорог, где двум крупным машинам непросто разъехаться даже в летнее время. Зимой вдобавок обочины засыпаны снегом, что еще больше ограничивает водителя в маневрах. Если снег на краю проезжей части по глубине близок к клиренсу вашего автомобиля, остерегайтесь при встречном разъезде заезжать в него одной стороной машины – выехать будет нелегко. Опытные водители, когда на дороге нужно разъехаться с кем-то, заезжают на заснеженную обочину под острым углом обоими передними (задними) колесами – выехать назад по собственному следу будет намного проще.
На таких подъемах не переключайте передачи и пускайте колеса по рыхлому снегу и голому грунту – обычно они менее скользкие.
Учтите также, что многие дороги в горах вместо обочин имеют глубокие промоины – настоящие русла, которые после дождей и таяния снега заполняются текущей вниз водой. Зимой, когда на дороге скользко, при разъезде двух машин сорваться правыми колесами в эту канаву весьма вероятно.
Зафиксируйте для себя разницу между двумя понятиями: добраться к месту отдыха в горах на машине – это одно, а ездить на автомобиле в горной местности во время отдыха – это другое. Если у вас достаточно опыта зимней езды, вам придется учесть, что езда в горах требует дополнительных навыков, поэтому на первых порах будьте особо осторожны или все же пользуйтесь услугами местных «извозчиков» на соответствующем транспорте.
Читайте также: 5 советов, как ездить по скользкой дороге