Один только “Ощадбанк” в судах требует с ”АвтоКрАЗа” 1 млрд. гривен. “Они насчитали тело кредита, плюс штрафы, пеня, упущенная выгода, индекс инфляции - более миллиарда гривен. Мы с этим не согласны. Мы предлагаем дисконтировать основную часть долга. Если завод остановится - банк вообще ничего не получит.
Читайте также: "Пріуси" закінчились – українських поліцейських пересаджують на ЗАЗ Sens
Мы говорим: давайте садиться за стол переговоров и писать план действий, как возвращать, шаг за шагом. У банков позиция такова: отдайте все и сразу. Реально на таких условиях мы отдать не можем. Уверен, надо искать компромисс. Понимаете, даже если мы продадим весь завод вместе с директором - все равно не хватит на долги. То есть надо согласовать график погашения.
Есть различные процедуры: такие как процедура санации, когда создается ликвидационная комиссия, комитет кредиторов, который принимает план действий. В такие ситуации попадали и в период Великой депрессии, и позже Ford, и General Motors, и Chrysler. Известные автомобильные бренды прошли через процедуру банкротства до сих пор работают. Я не вижу в этом ничего страшного. Конечно, банкротство - это крайняя неприятный шаг. Но если мы не находим общий язык, тогда это тоже один из вариантов, и не самый плохой. Много читал литературы, изучал, как делали другие автопроизводители - и ничего, выходили из этого» - сообщил гендиректор “АвтоКрАЗа”.
В то же время, динамика производства автомобилей в Кременчуге также оставляет желать лучшего. По словам Романа Черняка, в 2014 году завод выпустил 1388 грузовиков, из которых 600 единиц было для нужд силовых структур. В 2016-м объем производства сократился до 800 штук. В 2017-м произвели уже 629 КрАЗов. Динамика за 1 полугодие 2018 года пока +5%, но военные заказали только около 100 штук. КрАЗу не просто конкурировать даже на украинском рынке, где даже государственные структуры часто закупают импортные грузовики.
Казалось бы в тендерах уже все прозрачно, но Роман Черняк приводит примеры, когда именно условия тендеров уже изначально прописываются под конкретные марки-победители.
Судя по тональности интервью, банкротство “АвтоКрАЗа” - это вопрос времени. И сами руководители уже видят в нем спасение от кредиторов. Но банкротство – это ведь не только потеря долгов, но и потеря традиционных партнеров, которые предпочтут не рисковать, а уйти к другим Банкротство – это и трагедия для 3000 работников завода, ведь им придется искать другое место работы или вообще покинуть Кременчуг. А еще банкротство отбросит КрАЗ на годы назад, и скажется на обороноспособности украинской армии.
Даже если предприятие и возобновит работу, то начинать придется опять с чистого листа, или с капотного КрАЗ-65055. А будет ли он еще нужен клиентам на то время? – вопрос риторический.
Читайте также: В Україну масово ввозять дешеві дизельні авто з Німеччини
Увы, но “АвтоКрАЗ” - это единственное работающее предприятие, некогда мощнейшей автомобильной промышленности всех секторов, которое Украине досталось в наследство от СССР. В 1991 году Украина имела полный цикл производства легковых автомобилей на двух заводах (ЗАЗ и ЛуАЗ), автобусов (ЛАЗ), мотоциклов на двух заводах (КМЗ ЛМЗ) и грузовиков (КрАЗ). Как показывает опыт, восстановить производство после остановки удавалось лишь в очень редких случаях. Если "ляжет" еще и КрАЗ, то Украина полностью и окончательно потеряет автомобилестроительную отрасль промышленности.