Большое интервью Олега Ярошевича: о депутатах-предателях, таможенных ставках и дальнейших планах

Пользователи автомобилей на иностранной регистрации в ответ на принятый Верховной Радой закон готовят всеукраинский протест. Первая волна пройдет уже 15 ноября.
Большое интервью Олега Ярошевича: о депутатах-предателях, таможенных ставках и дальнейших планах
logo13 ноября 2018, 09:55
logo0
logo0 мин

Мы же публикуем интервью с одним из руководителей "Авто Евро Силы" Олегом Ярошевичем в котором он объясняет, почему теперь активисты хотят идти в политику и как быть владельцам "блях", если закон вступит в силу, а полиция начнет штрафовать.

КТО ПРЕДАЛ "БЛЯХЕРОВ" В РАДЕ

— Расскажите, что сейчас с законом №8487?

Закон проголосован в Раде, но его заблокировал постановлением депутат Юрий Деревянко. Постановление регламентирует, что депутаты должны рассмотреть закон еще раз, и или признать его не конституционным и отправить на доработку, или же проголосовать, что он нормальный и отправить на подпись к президенту.

Закон еще в Раде, Парубий не успел его подписать. Он будет рассматриваться на сессионной неделе, скорее всего — во вторник 20 ноября.

— После голосования, вы сказали, что депутаты вас предали. А с кем именно были договоренности?

Много депутатов, даже те, кто с нами подписывали меморандумы, кто подавали правки от нашей организации, голосовали за этот закон без правок. Они объяснили это тем, что у них есть договоренность и позиция фракции. То есть, они голосовали по приказу фракции. Я считаю, что так власть ответила людям, которые стали заложниками их политических игр.

Если говорить конкретно о тех депутатах, с кем именно были договоренности, то я не могу сейчас говорить о личностях, потому, что меня сейчас обвинят в их преследовании.

"СКИДКИ НЕ НУЖНЫ, МЫ НЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ"

— На какой формуле растаможки вы настаиваете?

Закон должен быть лаконичным и без придумывания схем вроде 50% скидки, объема двигателя и так далее. Мы исходим из того, что у каждого автомобиля есть его рыночная стоимость, которая рассчитывается по калькулятору SCHWACKE. Когда мы определили стоимость, от нее рассчитали 40% налогов (20% НДС, 10% акциз, 10% другие сборы) и направили эти деньги в бюджет. И все, не нужно придумывать никаких коррупционных схем.

Нам не нужны скидки без скидок. Мы не в супермаркете, где скидку делают на просроченный товар. Нам нужны равные права для всех украинцев – как для подержанных автомобилей, так и для новых.

— К слову о коррупции. Ваш коллега Александр Чернявский сказал, что этот закон содержит коррупционную составляющую. О чем речь?

Речь о скидке в 50%. На сегодня не понятно, как именно будут рассчитывать эту скидку, и именно эта неясность содержит в себе коррупционную составляющую. Будут считать скидку от стоимости автомобиля, или только от акциза, или от общей суммы? Это и может стать предметом "торгов" с таможенниками. Плюс-минус 500 евро будут иметь большое значение для бюджета.

— Если я правильно понял, то закон также не предусматривает амнистии для тех "блях", которые, пребывая в Украине, попали под какие-то штрафы. То есть, они, пересекая границу, чтобы потом легально растаможиться, могут быть оштрафованы на те самые 300%, изъяты и так далее. Это так и есть?

Нет, таких жестких штрафов не будет. Тут авторы закона действительно сделали прогрессивный шаг, воспользовались возможностью уравнять всех "в одну планку". Все, кто приедет оформлять автомобиль, будут оштрафованы на 8500 гривен – без разницы по какой форме ввозился автомобиль. Это одна из статей наполнения бюджета.

С одной стороны, это мягче для тех, кто действительно имеет нарушения, а с другой, не очень правильно для тех владельцев "блях", которые вовремя оформляли перезаезды, следили за тем, чтобы автомобили были в законном поле. В нашей организации мы заставляли членов следить за этим. И если человек недавно нашел иностранца, заплатил ему, сделал перезаезд, потратил плюс-минус $200-500, и тут его гребут под одну гребенку и заставляют еще заплатить 8500 грн.

— В законе есть какие-то ограничения по срокам, до которого должно быть ввезено авто в Украину, чтобы его можно было растаможить?

Ограничений нет. Закон будет действовать с момента принятия на весь период, когда ввозились автомобили, и когда еще будут ввозиться.

Но тут есть еще один момент, который касается сроков. Авторы закона стимулируют растаможить автомобили в первые 90 дней. На деле это приведет к искусственно созданному ажиотажу и очередям на пунктах пропуска. Через несколько дней, 15 ноября мы проведем показательное мероприятие, которое покажет, какие будут очереди. Государство просто не готово обслужить такое количество автомобилей и привести их в порядок в срок. И пункт о скидках только добавляет ажиотажа.

КАК БЫТЬ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ "ВЕРБЛЮДА"

— Эксперты говорят, что у многие владельцы "блях" столкнутся с проблемой: они не смогут растаможить машину из-за того, что или у них нет связи с "верблюдом", который завозил авто в Украину; или закрылась фирма, на которую оно оформлено; или в стране регистрации автомобиля украинцам придется заплатить кучу штрафов. Это делает растаможку или очень сложной, или очень дорогой. Насколько все плохо?

Это профанация фактов. Во-первых, по Таможенному кодексу Украины сменить режим транзита или временного ввоза на режим импорта можно, не покидая таможенной территории Украины.

Во-вторых, такого понятия как "стоит на учете или не стоит на учете" нет. Для растаможки предоставляется техпаспорт страны регистрации, а также пишется заявление об изменении режима. Человек платит админштраф 8500 грн, меняет статус автомобиля с транзита на импорт, подает документы на оценку и декларирование и растамаживает. Никаких других процедурных вопросов быть не может.

Если иностранец является юридическим владельцем транспорного средства, то у украинца должен быть полный пакет документов. Документ об оплате и передаче его в собственность Иванову Ивану Ивановичу, который завтра будет выступать декларантом. Второе – поручение, которое дает возможность совершать с автомобилем все действия.

Если есть случаи, когда украинец не может связаться с человеком, который ввозил автомобиль, или закрылась фирма, мы как общественная организация можем помочь пакет документом на любой автомобиль. Да, это стоит денег, но человек, покупая "бляху" и не интересуясь ее документами, должен же был отдавать отчет – или этот автомобиль он потом превратит в курятник, или он изначально был готов потом платить за восстановление документов.

— А как именно вы собираетесь помогать "потеряшкам"?

Для этого в других странах мы создали большие автоклубы "Авто Евро Силы". Это юрлица, которые через группы лоббистов, адвокатов, нотариусов и юристов предоставляют услуги по получению в законном поле пакетов документов на автомобили. Есть целые процедуры, законные, проговоренные с государственными органами и Литвы, и Польши, и Чехии.

ВЪЕХАТЬ В ПОЛИТИКУ НА ГОРЯЩЕМ "РОВЕРЕ"

— На днях все обсуждали, как вы сожгли Land Rover. Как иностранец, на котором записан автомобиль, объяснит своим госорганам, куда он делся?

Сразу скажу, что это был лично мой протест против принятого Радой закона. Я никого не призываю жечь свои автомобили или делать какие-то максимально радикальные вещи.

Автомобиль был в собственности иностранной компании. Ее совладельцем является мой товарищ. Они ничего никому объяснять не должны. Пока остается только процессуальный вопрос с нахождением этого автомобиля на территории Украины. Я буду должен вывезти его с территории Украины. То, что осталось от "Ровера", погружено на прицеп и сейчас находится на стоянке.

— Многие сразу назвали "сожжение" политическим шоу. И вот уже есть заявление от АЕС, что на ее основе будет создаваться политическая платформа "Сила виборців". Чего от нее ждать? Вы будете кооперироваться с партиями или действовать самостоятельно?

За эти дни к нам обратились сотни общественных объединений и в пятницу вечером мы решили, что мы готовы взять на себя инициативу создания политической платформы. Она по соглашению всех участников может стать силой, которая будет участвовать или в выборах, или в контроле выборов. Мы хотим создать новый народный комитет контроля и влияния общественности на разные политпроцессы в Украине. Потому, что то, что происходит с процессом законодательства в Раде, мы расцениваем как чистый саботаж.

— На какую поддержку вы рассчитываете?

Только АЕС насчитывает 200 тыс официальных членов. А сегодня вокруг нас готовы объединиться и принести свою проблематику десятки общественных организаций. Это шахтеры, учителя, владельцы оружия, патриотические организация, ветераны АТО, Афганистана, люди, которые отстаивают что-то, что им положено по конституции.

— Значит ли это, что вы ее возглавите?

Если люди скажут, что есть человек, который более достоин возглавить эту организацию, я без единого вопроса передам право руководства. Если люди поручат это мне, значит я буду вести людей к какой-то цели.

— Но вы же раньше говорили, что будете избегать политики.

Я точно не буду баллотироваться. Это миллион процентов. Я хочу, чтобы люди, которые придут к власти, чтобы они были специалистами каждый в своей отрасли. Они должны менять страну. Я не скажу, что у нас есть нужное количество таких специалистов во власти. Их нужно менять. Вот и все.

ЖЕЧЬ ИЛИ ОТДАВАТЬ НА АТО?

— Допустим, закон уйдет из Рады президенту и тот его подпишет. Что будете делать дальше?

Дальше мы будем сталкиваться с судебной системой. Это будет долгий процесс, особенно, в Конституционном суде. Пока они соберут всю документацию, пройдет какое-то время. Если время будет затягиваться, у нас не будет выбора – мы будем протестовать. Потому, что через полгода вступит в силу закон №8488, который дополняет Таможенный кодекс новыми штрафами. И это приведет к еще большей конфронтации между владельцами "еврономеров" и государством. Даже под видео, где я жег автомобиль, я видел много комментариев, в которых люди не понимали, за что сжег свой автомобиль. Они не понимают, какие преференции они получат в случае принятия действительно нормального закона.

— АЕС заявила о всеукраинской забастовке. И в то же время вы пишете, что у власти есть стратегия "противопоставить вас другой части общества" и расчет на радикализацию протеста. Как будете выходить из этой ситуации?

Людям, которые сегодня против "евроблях", мы объясняем, для чего все наши заявления и протесты. В 99% потом они нас поддерживают. Да, есть много негатива, когда, не дай бог, человек попал в ДТП с авто на иностранной регистрации, или еще что-то. Но в общем люди воспринимают это нормально. Толерантность проведения акции зависит от самих людей.

Нагнетание обстановки – это задача провокаторов. Ведь проблема дешевых авто касается не только тех, кто ездит, но и тех, кто собирается обновить свой автопарк.

— Если закон начнет работать, а быстрого ответа от Конституционного суда вы не получите, что делать владельцам "блях"? С одной стороны, у них будут штрафы от полиции, а с другой – невыгодная растаможка.

Полиция штрафовать владельцев "еврономеров" не сможет на протяжении переходного периода в 6 месяцев. Этого времени хватит, чтобы Конституционный суд рассмотрел наше обращение хотя бы один раз.

Понятно, что какая-то часть людей поедет продавать свои автомобили. Но моя позиция такая – бояться не нужно. У нас есть большой шанс добиться справедливых цен на растаможку. Ведь при тех условиях, которые сделала власть, многие будут пытаться обойти и этот закон. А я, зная благоразумие Петра Порошенко, думаю, он не позволит дать ему хук справа. А этот закон — действительно хук справа. Много людей будут голосовать против, и этим с удовольствием воспользуются и "Оппоблок", и Юлия Владимировна.

— Волонтер Денис Пятигорец предложил тем, кто хочет избавиться от своей "бляхи", отдать ее на АТО. Как вам такая идея?

Это личное дело каждого, как распоряжаться своим имуществом. А если нам о чем-то намекают, то я скажу, что АЕС передала военным 12 автомобилей, передала много другой помощи. Нашим автопарком пользуются спецпоздразделения, 93-я, 72-я бригады.