Хранение нефтепродуктов – не простой вопрос, а “просроченный” запас может, как минимум, подвести в ответственный момент, а как максимум, наделать беды. Ситуация значительно ухудшается тем, что в разгар топливного кризиса люди разгребали с заправок все, что горит, поэтому в запасах мог оказаться продукт не лучшего качества.
Читайте также: Топливо Евро-3: можно ли его использовать в современных авто?
Коктейль со сложным рецептом
Разберемся сначала с бензином. Это сверхсложный коктейль кучи компонентов, отклонение по каждому из которых может повлечь за собой тяжелый сбой эксплуатационных характеристик. Гарантированный срок хранения – показатель высокого качества бензина, недосягаемый для разного рода “крафта”.
Главное капризное вещество в бензине – оксигенат. Это группа компонентов, отвечающая за повышение октана и имеющая спиртовую природу. Доведение октана спиртом – дань экологии, ведь большинство других присадок более вредны. Есть и исключительно нефтяная альтернатива спирту, но она значительно дороже.
Для технологов использование спирта – сплошная проблема. Во-первых, спирт обладает свойствами абсорбировать из воздуха влагу. В больших резервуарах на нефтебазах всегда есть прослойка подтоварной воды. То же самое, но в своем масштабе происходит и в канистре. И топливные баки, и канистры так или иначе «дышат», поэтому воздух для сбора воды будет обновляться, а влага со временем накапливается.
Во-вторых, спирт спешит испаряться. Кстати, то же самое делает и часть летучих нефтяных компонентов бензина с высоким октаном. А что будет с бензином, который потерял октаноповышающий компонент? Правильно, он потеряет октан.
“Первые последствия потери качества во время хранения – снижение давления насыщенных паров и падение октанового числа. Первый показатель отвечает за легкость запуска двигателя, что особенно важно в холодное время года”, – говорит аудитор ОС “Серт АСУ” Александр Лютый.
По его словам, в нужный момент генератор или автомобиль может просто не завестись и придется откачивать “просроченный” бензин из топливного бака (это еще то развлечение).
Даже если мотор заведется, то пониженное октановое число поработает над сокращением его возраста, можете не сомневаться. Забытый в канистре на год и более бензин использовать в технике, которая вам дорога, не рекомендовано. Там уже скорее всего есть незаметный глазу осадок и другие неприятные химические сюрпризы.
В плане капризности относительно хранения различаем следующие типы бензина: альтернативный (30%+ спирта), стандартный заводской (до 5%) и бензин с мини-НПЗ (состав неизвестен, но технология плюс-минус понятна).
Заводской бензин. Продукт, соответствующий ГОСТ, можно хранить до 1 года при условии герметичности емкости, однако все же рекомендуется проводить ротацию раз в 6 месяцев. Если вы уверены в АЗС, где залили канистры, то есть высокая вероятность, что год он выстоит без ухудшения качества. Ну а если потеряет 1 – 2 единицы октана, то для генератора это не так страшно.
По словам технолога крупного НПЗ, повысить качество хранения может только герметичность: “Любой контакт с воздухом приведет к окислению углеводородов и потере качества”. Так что если ваша пластиковая канистра раздулась от температуры или наоборот втянула бока ночью, не надо помогать ее открывать, чтобы сбалансировать давление.
Альтернативное топливо – наиболее проблемный в плане хранения бензин. Если в обычном продукте “неспокойных” элементов 2 – 5%, то в альтернативном топливе – более 30%. В идеальных условиях рекомендуемый срок хранения – 3 – 4 месяца, на практике – месяц.
В разгар топливного кризиса альтернативный бензин было найти легче, поэтому многие были вынуждены покупать эту экзотику. Поскольку в тот период качеством особо никто не занимался, нареканий хватало. Скорее всего, не мало этого продукта содержится сейчас в канистрах в гаражах и на балконах.
Просроченный альтернативный бензин легко расслаивается на свои первоначальные компоненты – прямогонный бензин и спирт – а между ними – прослойка воды. К сожалению, просто хорошенько поболтать канистру не поможет.
Бензин с мини-НПЗ. Вместе с “альтернативщиками” в преодоление топливного кризиса включились нефтяные мини-заводы, которых в Украине немало. Чтобы поскорее насытить рынок, правительство снизило планку требований к топливу до уровня Евро-3. Проблема лишь в том, что тот бензин и дизель вряд ли соответствуют этому стандарту.
Нестабильность такого бензина (так характеризуют химики способность быстро разваливаться на фракции, испаряться и иным образом портиться) имеет место еще на заводе, он просто так рожден. Дорога на нефтебазу, а затем заправку заберет еще несколько очков его качества.
“У нас случайно простояли год образцы бензина с одного из “миников”, причем не самого худшего. Так он из 95-го превратился в 75-й”, – говорит директор компании, исследующей качество топлива. То можно примерно посчитать, что будет с бензином незаводского происхождения за полгода.
Не замерзнуть в канистре
С дизельным топливом ситуация немного легче, ведь спирта здесь нет, а летучих фракций намного меньше, чем в бензине. Впрочем, здесь есть другие трудности, например парафины. Именно они кристаллизуются под воздействием низких температур и превращают в мороз летний сорт дизтоплива в желе.
Специалисты предостерегают от дедовского метода повышения морозостойкости керосином. “В домашних условиях разводить дизтопливо реактивным топливом строго запрещено. Это может быть опасно как для оператора процесса, так и для двигателя”, – говорит Александр Лютый.
Что будет, если топливо перемерзнет зимой и отойдет с наступлением теплой погоды? Результат зависит от многих параметров, но ничего хорошего, говорят химики, явно не будет. “Скорее всего твердые парафины полностью не растворятся даже при высокой температуре, а осядут на канистре. Это прямой путь к забиванию топливных фильтров и клапанов, выходу из строя выхлопной системы”, – говорит руководитель одной из крупных украинских лабораторий.
Для борьбы с замерзанием ДТ магазины автохимии предлагают широкий спектр присадок. Однако специалисты топливного рынка скептически относятся к разного рода антигелям. Во-первых, при температурах -20°C и ниже они не помогут – вводить подобные добавки необходимо при плюсовой температуре, поэтому канистру с ДТ нужно будет оставить в помещении на ночь или больше.
Во-вторых, пользоваться присадкой надо непосредственно перед использованием топлива, ведь после добавления реагента окисление (читай – порча) ДТ ускорится. В результате – появление осадка и загустение сверх нормы.
Получается, что от летнего ДТ стоит избавиться до наступления холодов. Сезон еще дает время, чтобы использовать запас, возможно, с добавлением специальных присадок. А запас лучше-таки сформировать с зимним или арктическим ДТ. Эти сорта без проблем переживут холодное время года. Единственное, с чем могут столкнуться пользователи зимнего ДТ летом, это повышенный расход топлива и ускоренный износ топливной аппаратуры. Но это относительно небольшая цена за гарантию работы генератора или автомобиля зимой.