ФОТО: Авто 24|
Греть или не греть двигатель
Читатель, который торопится узнать, греть или не греть двигатель перед поездкой, может обратиться к инструкции по эксплуатации своей машины. Но имейте в виду – там отражены в первую очередь интересы автопроизводителя. А для более вдумчивой аудитории разложим все по полочкам.
Зачем его греть
Для начала напомним, почему двигатель вообще должен быть прогретым. Во-первых, только при рабочей температуре (не менее 85-90 градусов) он будет выдавать заявленные мощность и крутящий момент. Во-вторых, только при рабочей температуре расход топлива будет минимальным. В-третьих, непрогретый двигатель отравляет атмосферу сильнее обычного. И в-четвертых, холодный мотор изнашивается сильнее.
Читайте также: Подготовка к зиме: готовим машину и себя
Исходя из наших жизненных реалий, некоторые причины можно просто откинуть. Так, вряд ли водителю сразу после старта с места стоянки, да еще зимой, понадобится максимальная отдача силового агрегата. И до экологичности отдельно взятого автомобиля большинству из нас мягко говоря, нет дела. А вот оставшиеся два пункта – повышенный аппетит и ускоренный износ – факторы однозначно существенные едва ли не для каждого. Каким же образом на них влияет низкая температура?
Расход топлива "на холодную"
Начнем с того, почему холодный мотор потребляет больше топлива. Во-первых, потому, что холодное моторное масло оказывает большое сопротивление работе трущихся пар. А во-вторых, потому, что для образования нормальной рабочей смеси топливо – что бензин, что дизельное – должны испаряться. Но испаряются при отрицательных температурах эти жидкости из рук вон плохо, и чтобы топливо-воздушная смесь все-таки достигала нужного состава, электронные блоки управления или карбюратор обогащают ее, щедро "подливая" топливо. На автомобилях с борткомпьютером в таком режиме можно отметить расход топлива от 40 до 100 л/100 км.
К счастью, первой в двигателе прогревается как раз камера сгорания и головка блока, где и должно испаряться топливо, ее температура растет вместе с цилиндрами и омывающим их антифризом. То есть, для снижения холодного аппетита прогревать весь двигатель (то есть до рабочей температуры) необязательно – достаточно, чтобы прогрелись цилиндр и головка. Тем более, что скорость нагрева цилиндра зависит от количества сожженного в нем топлива, а увеличить это количество можно, нагрузив двигатель – то есть нужно заставить его двигать автомобиль, отправившись в путь.
Прогреть современный двигатель до рабочей температуры можно только на ходу.
Остается добавить, что некоторые современные высокоэффективные моторы, в первую очередь дизели, на холостом ходу прогреть до рабочей температуры в принципе невозможно.
Холодный износ
Что касается износа силового агрегата, то в первую минуту после запуска он в самом деле катастрофически велик – до тех пор, пока загустевшее масло насос не прокачает по всем каналам в двигателе. К счастью, мороз ниже минус 15 градусов в Украине редкость, а при таких температурах любая современная "синтетика" и "полусинтетика" сохраняет свою текучесть.
Но есть у холодного пуска и другие угрозы. Так, немалая часть деталей в любом моторе смазывается разбрызгиванием, точнее – мельчайшими каплями масла, образующими в картере масляный туман. А какой уж туман, если масло густое, как кефир? То есть условия смазки многих пар в двигателе существенно ухудшаются – вплоть до полного прогрева двигателя. Именно полного, поскольку масло из всех компонентов двигателя прогревается последним.
Читайте также: 5 советов, как ездить по скользкой дороге
Наконец, если нагрузить холодный двигатель, возможны механические поломки деталей цилиндро-поршневой группы, в первую очередь – поршня, точнее – перегородок между канавками колец. В условиях, когда юбка поршня и стенки цилиндра, с которыми она контактирует, имеют минусовую температуру, а верхняя часть поршня испытывает воздействие температуры в несколько сот градусов, в детали возникают внутренние напряжения, способные раскрошить металл даже при незначительном внешнем воздействии.
А значит, эту деталь нужно беречь от высоких механических нагрузок. Поэтому инженеры предостерегают от высоких оборотов при запуске двигателя в мороз и в первые минуты его работы. То есть морозным утром сразу трогаться с места тоже не рекомендуется.
Работа на холостом ходу не гарантирует прогрев двигателя в мороз.
Резюме: греть, но недолго
Итак, в замороженном двигателе имеет место "конфликт интересов": работа «на холодную» для мотора вредна, но чтобы прогреть его поскорее, двигатель нужно нагрузить. Поэтому эксперты-мотористы дают совет: прогревать двигатель до рабочей температуры следует на ходу, но перед троганием с места в мороз машина должна поработать хотя бы минуту. В условиях украинской зимы этого как раз хватит, чтобы прогрелась камера сгорания и масло в поддоне стало достаточно жидким.