Нападение России на Украину засасывает в эту мясорубку все большее количество стран мира. Санкции привели к отказу многих нефтеперерабатывающих компаний Европы и мира от российской нефти, что, со своей стороны, вызвало рост цен на нефтепродукты по всей планете.
Читайте также Руководство Bosch уверено, что “зеленый водород” заменит горючее из нефти
Также начался рост цен на продукты питания, всем понятно, что дальше будет хуже, потому что ракеты, бомбы и пули не дадут Украине сохранить экспорт продовольствия.
Но параллельно с Украиной и ненавистным западным миром Россия уничтожает своих партнеров по таможенному союзу. Хотя, казалось, должно быть наоборот.
Наиболее показательно уничтожается промышленность Беларуси. Страна гордилась своими двумя нефтеперерабатывающими комплексами в Мозыре и Новополоцке, вложив в них миллиарды долларов инвестиций. Правда, белорусы не любили признавать, что это развитие в большинстве своем стало возможным благодаря режиму наибольшего содействия со стороны Украины. За последние почти 15 лет мы были крупнейшими покупателями белорусских нефтепродуктов, покупая их по максимальным ценам.
Только в 2022 году Украина импортировала из Беларуси 5 миллионов тонн бензина, дизтоплива, авиакеросина, сжиженного газа и битума.
Экстрамаржа в этом объеме составила по меньшей мере 400 миллионов долларов. Именно так мы платили по сравнению с экспортом этой продукции в Европу. Сколько мы переплатили за десять лет? А за 15? Однозначно более 2-3 миллиардов долларов, которые были инвестированы белорусами в свои два НПЗ.
Что происходит сейчас
Оба предприятия работают в режиме технологического минимума. По словам инсайдеров в белорусской нефтяной отрасли, новополоцкий Нафтан балансирует на грани остановки. О крайне тяжелом положении обоих заводов свидетельствует и то, что они официально сообщили о сокращении социальных программ и о героической выплате текущей зарплаты. Но в условиях девальвации белорусского рубля и роста потребительских цен это уже немного другие деньги.
По некоторым данным, остаточную экспортную продукцию они вынуждены отправлять в Россию с дисконтом $200/т, в то время как в Украину топливо поставлялось с премией $20-30/т.
Главное, что перспектив как-нибудь вылезти из этой ямы у белорусов нет никаких. И дело не в НПЗ, а во всей белорусской экономике.
Тревожный сигнал для Казахстана
Как сообщили российские СМИ, якобы из-за непогоды сломался выносной грузовой буй Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) вблизи Новороссийска. Этот экспортный маршрут обеспечивает экспорт 50 миллионов тонн казахстанской нефти в год или 78% общего экспорта страны в 2021 году. На первый взгляд, ординарное событие и такое случается.
Но обращает на себя внимание комментарий российского менеджмента КТК: на ремонт нужно два месяца. Нет никаких сомнений, что это не что иное, как диверсия “дружественной” страны. В пользу этого свидетельствуют и комментарий менеджмента КТК, объяснившего долгий срок ремонта отсутствием запчастей. Разумеется, из-за западных санкций.
Правительство Казахстана уже заявило, что будет искать альтернативные маршруты экспорта, которые фактически сводятся к использованию российской трубопроводной системы. Результаты этих переговоров уже можно предположить.
Таким образом, Россия фактически убрала с рынка конкурента в условиях, когда европейские нефтеперерабатывающие компании ищут замену “кровавым” углеводородам. А одновременно нанесен удар по американским (Chevron, Exxon Mobil) и европейским (Eni, Shell) акционерам нефтедобывающих компаний Казахстана и КТК.
Для казахов это будет иметь трагические последствия, потому что вынужденное снижение добычи – сложная и очень дорогая вещь, которая не остается без последствий для месторождений. Казахи всегда знали, что зависимость нефтяного экспорта от Москвы – это узкое место. А теперь все увидели презентацию этого факта.
Понятно также и то, что удар нанесли по всей экономике Казахстана, которая сильно зависит от экспорта нефти. Кстати, прием с неожиданной поломкой выносного грузового буя КТК Кремль использует не в первый раз.
История повторяется
В 2006 году вдруг потребовался ремонт на белорусском участке нефтепровода Транснефти, качавшего нефть на литовский НПЗ в Мажейкяе. Характерно, что за несколько недель до этого литовское правительство отказало россиянам в продаже контрольного пакета акций завода. Прошло более 15 лет, трубу не починили до сих пор.
А дальше была очень показательная история. Эксперты и трейдеры единогласно предсказывали Мажейкяю скорую остановку без исторического маршрута поставки нефти. Но литовцы волевым решением построили в Бутинге нефтяной терминал, через который начали загружать завод с моря. Первоначально это была самая дешевая и технологически привычная российская Urals. Но впоследствии новый владелец НПЗ – польский Орлен – начал привлекать нероссийские объемы сырья и идет к полному отказу от Urals.
Как видим, Россия не только ненадежный, но и очень опасный партнер даже для своих союзников. А также доказывает, что без российских энергоносителей можно жить. К сожалению, только война и кровь украинцев заставили мир лучше это осознать.