Пока в Украине готовится нормативная база для запуска обязательного техосмотра, рассмотрим европейскую практику на примере наших западных соседей.

Если бы какой-то из ранее зарегистрированных законопроектов на тему техосмотра вступил в силу, уже через несколько месяцев в Украине началось бы проведение обязательного контроля технического состояния транспортных средств и торговля талонами о его прохождении.

Читайте также: "Евробляхеров" обвинили в безумных очередях на границе

Но, так пока не случилось: ближайшая дата, которая присутствует в очередном проекте – 1 января 2022 года. И это при условии, что доработанный документ от Мининфраструктуры сможет успешно преодолеть все "круги" Верховной Рады.

На самом деле техосмотр в Украине для частных автомобилей отсутствует уже семь лет и существенного увеличения количества аварий или человеческих жертв после отмены техосмотра не наблюдалось. Когда-то в Украине техосмотр был сугубо коррупционной процедурой – талон о его прохождении можно было купить даже не показывая автомобиль. Именно поэтому его отменили. И ничего страшного не произошло.

Возвращение техосмотра чиновники и депутаты мотивируют высоким уровнем аварийности (который на самом деле снижается), и якобы требованиями, прописанными в соглашении ЕС. По их мнению, поддержка исправного технического состояния автопарка – неотъемлемый компонент дорожной безопасности. И контролировать это состояние должен не водитель, а специальные контролирующие органы.

Предполагается, что техосмотр (или как его предлагают называть по-новому проверка на пригодность ТС к эксплуатации) будет проводиться по европейским нормам. Какие они и как действуют можно увидеть на примере Польши.

Станций "контроля пояздов", на которых можно проверить авто и получить соответствующий документ, в Польше насчитывается около 5 тысяч. Экспертов по техническому контролю – 10 тысяч. А об эффективности работы ТО свидетельствует например то, что в 2015-м году запрет на эксплуатацию получили владельцы 425 тысяч автомобилей, которые экспертами были признаны непригодными к эксплуатации. Если бы в Европе "торговали талончиками" как когда-то в Украине, количество изъятых на ОТК техпаспортов было бы далеко до сотен тысяч.

Что и как проверяют на ТО в Польше?

Если автомобиль исправен, вся процедура займет от 15 до 25 минут. Далее порядок, согласно которому эксперты будут проводить осмотр и диагностику транспортного средства. Световые приборы: все лампочки должны быть исправны, если какая-то перегорела, ее необходимо заменить сразу, на месте. В случае наличия трещин в стекле фар, снижения их прозрачности или помутнения рефлекторов – авто ТО не проходит, информация об обнаруженном дефекте заносится в заключение эксперта, о значении которого мы упомянем уже в конце описания диагностики.

Шины: на всех колесах измеряется глубина канавок протектора, которая должна быть не меньше установленного правилами значения. Если же диагност заметит чрезмерную изношенность или другие дефекты резины на автомобиль, выдается предписание по замене шин, и только после его выполнения можно снова вернуться на станцию контроля.

Коррозия и дефекты стекла: причиной недопущения к эксплуатации может стать наличие значительного количества ржавчины на частях кузова (особенно силовых) и трещин на стекле.

Тормоза: авто для проверки заезжает на роликовый стенд с компьютерным управлением. Этот "экзамен" считается пройденным, если измеренное тормозное усилие рабочей системы не менее 50% от нормативного для данной модели ТС, и выше 25% для стояночного тормоза. Разница усилий между колесами не должна превышать 30%.

Амортизаторы: эти элементы также проверяются на специальном вибростенде, который должен показать эффективность работы каждого амортизатора не менее 40%. При этом разница между двумя амортизаторами, расположенными на одной оси, не может превышать 15%. Если эксперт заметит утечку рабочей жидкости из амортизатора – тест не пройден.

Подвеска: ее состояние проверяют как визуально, так и на вибростендах, осматривая наличие всех деталей, креплений, отсутствие на них деформаций или повреждений. Также проверяется наличие люфтов в местах соединения всех элементов.

Лужи: именно так, и без всяких шуток – если эксперт в процессе диагностики заметит появление под автомобилем даже маленьких луж любых технических жидкостей – о получении свидетельства о пригодности ТС можно забыть до момента устранения всех утечек.

Выпускная система: на техконтроле проверяется состав выхлопных газов с помощью газоанализатора, и эта операция в последнее время (благодаря волне "Дизельгейтов") проводится с особым вниманием. Количество вредных веществ не должно быть выше, чем указано для конкретной модели автомобиля, с учетом года выпуска и типа двигателя. Правда, до газоанализатора можно и не доехать – если эксперт заметит густой черный дым из дизеля, или же слишком громкий "рык" выхлопа – снова предписание вместо желаемого разрешения.

Элементы безопасности: ремни и их замки, пиропатроны преднатяжения и другие элементы, присутствующие на борту, должны быть в исправном состоянии и без видимых повреждений. Подушки безопасности должны быть на своих местах, на панели приборов не должны "светиться" сообщения о неисправности этих систем. Также все средства безопасности, которые имеют функцию самодиагностики, проверяются сканером на наличие зафиксированных их блоками управления проблем. На этом же этапе будут проверены стеклоочистители и звуковой сигнал, от которых тоже требуется быть в рабочем состоянии.

ГБО: автомобили, которые оборудованы газовыми установками, должны пройти дополнительный контроль собственно элементов заправки, хранения и подачи газовой смеси. Проверяется герметичность всей системы (с помощью специального детектора, что "нюхает" газ), и действительность сертификата на баллон, который выдается раз в 10 лет. Стоимость ТО для машин с газовой установкой самая высокая.

ТО пройден/не пройден: в случае обнаружения каких-либо неисправностей, представляющих существенную угрозу безопасности, свидетельство о регистрации ТС изымается и отправляется в Департамент коммуникации (структура, ответственная за регистрацию ТС). Дальнейшее движение такое авто может продолжить только на эвакуаторе, а техпаспорт возвращается только после устранения всех выявленных поломок и успешного повторного прохождения ТО.

В случае наличия дефектов, которые не представляют существенной угрозы безопасности (простыми словами – техосмотр не пройден, но эксплуатация не запрещена) – водитель получит заключение об отрицательном результате прохождения ТО и перечень выявленных дефектов, которые необходимо ликвидировать в течение 14 дней. Потом – снова на станцию контроля, где при диагностике будут проверены лишь зафиксированные в предписании неисправности.

Сколько стоит провести техосмотр автомобиля в Польше?
Авто с общей массой до 3,5 т, такси (регулярный ТО): 750 грн;
Мотоцикл: 480 грн;
Авто с ГБО: 1220 грн;
Такси (первый ТО): 1070 грн;
Такси с ГБО (первый ТО): 1550 грн;
Учебный автомобиль: 1120 грн;
ТС, на котором установлены спецсигналы: 1320 грн;
Проведение ТО после осуществления переоборудования ТС: 1370 грн;
Авто после участия в ДТП с изъятым техпаспортом: 715 грн;
Дополнительный ТО после установки фаркопа: 256 грн.
Цены округлены, в перерасчете со злотых по коммерческому курсу по состоянию на октябрь 2018г.