Да, газоразрядные лампы дают более мощный свет, что на практике выражается в более длинном луче дальнего света – иногда буквально вдвое. Да и на ближнем ксеноновый свет ярче и ровнее, чем от галогеновых ламп. Но когда специалисты говорят о таком преимуществе, они имеют в виду не лампы сами по себе, а сравнение комплектных фар, сконструированных специально для ксенона и соответственно, для галогенок.
Из-за иных набаритов и больших размеров дуги, излучающей свет, газоразрядные (т. н. ксеноновые) лампы нельзя применять в галогеновых фарах – даже если цоколь позволяет это сделать
Квазиксенон
Но мало кто из наших автомобилистов устанавливает ксеноновые фары в сборе. Обычно энтузиасты эффективного освещения ограничиваются покупкой только ламп, которые монтируют в обычные “галогеновые” фары. В результате тюнер получает единственное явное преимущество – яркий свет. Который подобно паровозному прожектору лупит вперед автомобиля без разбора, практически не поддаваясь штатным регулировкам.
Читайте также: Какие фары лучше: галоген, ксенон, диоды
Пятно света на дороге получается неровным, с темными зонами и яркими засветками, среди которых часто маскируются неровности. В целом освещение дороги на таком доморощенном ксеноне редко получается лучше, чем в исправной фаре со штатными галогеновыми лампами.
Дело принципа
Наладить луч со штатными параметрами при установке ксеноновых ламп в галогеновые фары в принципе невозможно, поскольку ксеноновая лампа, даже с галогеновым цоколем, не может попасть в фокус обычной оптики. Потому что дуга, которая излучает в ней свет, имеет более крупные размеры по сравнению со спиралью галогеновой лампы.
Совсем плохо, если газоразрядная лампа используется в качестве ближнего света, ведь тогда она помимо прочего слепит встречных и попутных водителей своим лучом неправильной формы. (Напомним: стандартные фары европейского светораспределения дают на “ближнем” луч, срезанный слева вверху - на уровне глаз водителей встречного транспорта).
Ксеноновые лампы, смонтированные в непредназначенные для них фары, не позволяют отрегулировать фары так, как показано на рисунке
Усугубляет картину применения газоразрядного света в Украине ценовой фактор: качественные фирменные лампы не доступны массовому потребителю. А дешевые подделки, которые доминируют на рынке, помимо прочего недолговечны и уже через несколько месяцев эксплуатации начинают менять цвет, яркость, а затем оказывают вовсе. Да и штатным фарам ксеноновые лампы не особо полезны – они разогреваются до гораздо большей температуры, чем обычные галогенки, и от этого у некоторых автомобилей портятся рефлекторы и стекла (пластиковые) фар.
Вариант установки ксенона вместе с линзованной оптикой обеспечивает более контролируемое светораспределение, но тут есть другая опасность. Работа по переделке обычной рефлекторной фары в линзованную требуют высокой квалификации и ответственности мастера, (и конечно, дополнительных средств) – иначе фара будет светить еще хуже.
Читайте также: До лампочки: как узнать, сколько бензина в резерве у твоего автомобиля
Решение есть!
Решением может стать использование LED-источников – светодиодных ламп. Они, во-первых, обычно ярче штатных галогенок – хотя номинально и не такие яркие, как ксенон. Во-вторых, ведущие производители кристаллов светодиодов научились делать их такими же маленькими, как спираль галогенки – а значит, такие лампы будут корректно работать в обычных “галогеновых” фарах. А в-третьих, светодиоды имеют срок службы, не сравнимый ни с галогенками, ни с ксеноном – до 100 тыс. часов.
Что касается цен, то в целом LED-вариант обходится дешевле. Лучшие диодные лампы стоят $130 – $150 за пару, вполне пригодные нефирменные – $50 – $70. Недорогой ксенон можно установить за $90 – $125 (в том числе с линзами) в зависимости от модели авто, ну а оригинальные ксеноновые фары в комплекте легко “затянут” на $500 – $1000.
Хорошие светодиодные лампы, дающие правильный луч в штатных галогеновых фарах, достаточно дороги ($80-120), но дешевле ксенона
Но сразу следует предупредить: подобных качественных моделей на рынке считанные единицы, поскольку их выпускают только несколько ведущих производителей. Чтобы выбирать было проще, стоит взять с собой штатную галогеновую лампу и сравнивать размеры и размещение в колбе ее спиралей и полупроводниковых кристалов-излучателей света в колбе LED-лампы.
Важное замечание: светодиодные лампы последних моделей не имеют вентиляторов охлаждения. Хотя в принципе это не признак непригодности лампы, и таковые имелись у первых ламп уважаемых европейских производителей.
Рекомендация Авто24
Светодиодные лампы – это вариант куда более приемлемый, чем приспособленный к обычным фарам ксенон. Хотя бы потому, что правильные LED-лампы позволяют организовать стандартный луч света и в обычной галогеновой фаре. Но яркость при этом может превышать заданную ГОСТом (и слепить других водителей) – и когда в Украине опять введут государственный техосмотр, это станет поводом для наказания. Естественно, любое оснащение фар нештатными лампами запрещается украинскими Правилами дорожного движения и облагается штрафом согласно ст. 122 КУаАП.
Читайте также: Почему фары светят плохо?