Через два месяца заканчивается льготный период на ввоз электромобилей, которые на сегодняшний день освобождены от всех налогов. Попробуем проанализировать, кто выиграл, а кто проиграл от действующих льгот на электрокары.

Для того, чтобы сделать вывод о том, насколько действующие с начала года льготы, повлияли на популярность электромобилей в Украине, достаточно проанализировать статистику продаж.

Читайте также: Как продать "Запорожец" за 30 тысяч евро: Фото

По данным AUTO-Consulting, за 9 месяцев 2018-го новых электрокаров в нашей стране было реализовано на 32% больше, чем за 9 месяцев 2017-го. На первый взгляд – неплохо. На самом деле, если проценты перевести в реальные штуки, окажется, что это всего на сотню больше: 367 шт. в 2018-м и 276 шт. в 2017-м.

Объем продаж новых электромобилей среди всех продаж новых автомобилей на рынке составляет меньше 1% – всего 0,6%. И он вырос с прошлого года всего на 0,1% от всего рынка новых автомобилей. То есть, мягко говоря, ажиотажа не наблюдается.
Среди лидеров продаж новых электрокаров – BMW i3, Tesla Model S, Renault ZOE, Hyundai Ioniq. А также – единичные продажи новых (2017-2018 г.в.) KIA Soul, smart Electric Drive, Mercedes-Benz B-Class.

Совсем другие цифры, по данным AUTO-Consulting, наблюдаются в сегменте подержанных электрокаров. Тут, по сравнению с прошлым годом, зафиксирован вдвое больший рост продаж – 78%. И цифры здесь на порядок выше. С 1896 шт. (за 9 месяцев 2017 г), продажи в 2018-м выросли до отметки 3371 шт. Это составило около 4,5% от импорта подержанных легковых автомобилей.

На первом месте по продажам среди не новых электрокаров – Nissan Leaf, который иногда немножко битым возят из США. Этой модели в общем объеме б/у электрокаров – 67%. На втором месте, с большим отрывом – Tesla Model S и X – 5,6%. На третьем BMW i3 – 5%

Получается, что льготы для электромобилей стимулировали ввоз к нам подержанных электрокаров. У многих из них есть проблемы с батареями. Правда, наши умельцы научились их “перепаковывать” но это не дешевая операция. Новые батареи стоят еще дороже и покупать их для морально стареющего электромобиля вряд ли имеет смысл.

К сожалению, украинцы не могут воспользоваться льготной программой замены АКБ для Nissan Leaf, которая действует во многих странах мира и позволяет сдать старую батарею и получить взамен новую. Украинские дилеры Nissan так и не начали официальные продажи Leaf и подобных программ у нас пока нет.

Сегодня в правительстве обсуждается вопрос, стоит ли продлевать льготный период для электромобилей. Есть предложение о том, чтобы льготы продлили, но заменить их налоговой скидкой, то есть вычитать из уплаченных налогов после покупки. Вариант достаточно сложный и не вызывающий большого доверия: государство никогда ничего быстро не возвращало. А значит – стимулирование будет чисто символическим.

Но то, что электрокарам необходимы дополнительные стимулы, сегодня очевидно. Если даже отмена почти всех ввозных налогов не привела к электромобильному буму, то сам по себе этот рынок будет долго завоевывать популярность. Если, конечно, кто-то действительно заинтересован в развитии этого вида транспорта в нашей стране.

Ведь практически все зарядки (за редким исключением) сегодня стали платными.
А скорость зарядки и число самих зарядных станций в стране растут очень медленно. Так что без дополнительных стимулов – никак. Не смотря на любовь к природе, наши автомобилисты не будут переплачивать за электрокары, если в приобретении этого вида транспорта не будет реальной выгоды.

В этой связи стоит обратить внимание на опыт Норвегии, где парк электромобилей уже превысил 50% всего автотранспорта. В свое время в Норвегии, чтобы стимулировать продажи электромобилей, сделали для их зарядки бесплатное электричество, для электрокаров – бесплатную парковку, построили необходимое количество зарядок, разрешили движение по полосе для общественного транспорта, плюс – дали налоговые льготы. А когда Норвегия стала №1 по количеству электрокаров на душу населения, льготные программы начали постепенно сворачивать.

Читайте также: SEMA 2018: мега галерея фото и видео самых крутых тюнинговых тачек

То есть, государство грамотно регулировало этот процесс. А в Украине, похоже, не совсем понимают, что именно хотят стимулировать. Не говоря уже о том, как. Ведь по большому счету, льготный период для импорта электромобилей не принес большого всплеска продаж. Не принес он и денег в бюджет в виде налогов. Единственным положительным моментом стало возросшее количество электрокаров, зарядных станций и становление доверия электротехническим технологиям.

Очевидно, что если государство Украина не продлит действующие льготы, ввоз электромобилей сильно пострадает. Это повлияет и на цены и на объемы и на скорость развития зарядной инфраструктуры. Получится, что весь положительный эффект полученный на протяжении 2017 года будет нивелирован.