Сканальный экс-глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров присоединился к требованиям "евробляхеров" и обратился к Петру Порошенко с открытым письмом. Он просит президента ветировать законы о "доступной растаможке".

Принятие Верховной Радой законов о «доступной растаможке» №8487 и 8488 вызвало немалый общественный резонанс. Экс-глава ГФС также высказал свое мнение по поводу этих законов и призвал Петра Порошенко наложить вето. Публикуем текст этого письма.

Открытое письмо Президенту Украины
Порошенко П.А.

Глубокоуважаемый Господин Президент!

Позвольте засвидетельствовать Вам свое уважение и пожелать больших успехов в деле развития украинского государства и обеспечении украинским гражданам прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Украины.

В течение длительного времени в Украине остается нерешенной проблема так называемых «евроблях», то есть автомобилей с иностранной регистрацией, которые на определенных условиях были ввезены на таможенную территорию Украины без соответствующего таможенного оформления и используются гражданами для собственных нужд.

Эта проблема возникла не сегодня и не вчера. Сначала считалось, что такие автомобили не создадут никаких проблем, а потому не было предоставлено должного внимания тем последствиям, которые эти автомобили в дальнейшем повлекли.

То есть, неоспоримым фактом является то, что автомобили с иностранной регистрацией на законных основаниях пересекли таможенную границу Украины, и с этого момента стали уже внутренним вопросом Украины. Только бездействие правительства Украины и уполномоченных органов привело к тому, что на данный момент вопрос "евроблях" из сугубо экономического или административного превратился в политический. Это связано с тем, что из-за попустительства властей в страну были ввезены сотни тысяч таких автомобилей.

Их количество оценивается по-разному, но в любом случае это не меньше 500 тысяч автомобилей. И завезли эти «евробляхи» граждане Украины через официальные пропускные пункты на границе. Тем самым государство признало, что эти автомобили ввезены на законных основаниях. То есть не через так называемые «дыры» на границе или в результате махинаций с документами, а через официальные государственные пропускные пункты, которые согласно действующему законодательству позволили ввезти эти автомобили на таможенную территорию Украины на известных условиях – без соответствующего таможенного оформления.

Поток автомобилей с иностранной регистрацией рос ежемесячно, ежедневно. Сегодня эта проблема превратилась в масштабное явление.

Между владельцами "евроблях", как они считают, и властями начали возникать абсолютно прогнозируемые конфликты, которые уже приобрели массовый характер.

В такие конфликты втянуты сотни тысяч владельцев «евроблях», которые считают, что они на законных основаниях завезли в страну приобретенные за рубежом автомобили, а государство сначала их без всяких вопросов пропустило в Украину, а потом начало создавать проблемы.

А кто те реальные владельцы "евроблях"? Это, в подавляющем большинстве, граждане Украины, которые не имеют значительных средств, и которые воспользовались большой разницей в цене на автомобили (даже на авто, которые были в употреблении). Люди с большими усилиями смогли заработать 1 000 или 1 500 евро и приобрели за рубежом более-менее приличный автомобиль для себя и своей семьи.

Разве люди не должны иметь на это право? Ведь Украина пока не способна обеспечить их качественными и не дорогими автомобилями.

Убежден, что люди имеют на это право! Уверен, что и Вы, господин Президент Украины, разделяете такую позицию!

Эта проблема возникла уже давно.

Будучи главой Государственной фискальной службы Украины я пытался уже тогда поднять этот вопрос и эту проблему в правительстве и приступить к ее решению, которая в то время еще не приобрела такую остроту. Но, после того как я был незаконно, антиконституционно лишен полномочий, я уже не имел возможности влиять на решение этой проблемы.

Сегодня эта проблема приобрела другой характер. Недовольные владельцы "евроблях" прибегли к публичным акциям и протестам. Протестующие уже неоднократно собирались у Здания Правительства с требованием найти справедливое решение этой проблемы. Однако в правительстве они не нашли взаимопонимания, поэтому конфликт дальше обострялся.

После этого проблема была переадресована в парламент, который уделил ее решению тоже много времени, и в конце концов были приняты два законопроекта: 8487 и 8488.

Однако непредвзятый анализ этих двух законопроектов дает основания утверждать, что они не решают конфликт, а наоборот могут его еще больше радикализировать.
Главный недостаток этих законов заключается в том, что они приняты не в интересах людей!

Ни Правительство Украины, ни Верховная Рада не стали на сторону граждан Украины, простых людей, которые тяжело работают, зарабатывая себе и своей семье на жизнь, в том числе и на возможность купить доступный автомобиль для собственных нужд.
Прошу Вас, господин Президент Украины, стать на сторону народа, на сторону людей, которые не просят для себя незаконных преференций. Они хотят только справедливой цены на растаможку автомобилей для всех граждан Украины!

Почему вопрос «евроблях» так долго не решается? Считаю, что главная причина заключается в том, что его решают те люди, у которых нет вопроса купить доступный автомобиль и которые способны купить себе и своим детям супер дорогие автомобили. Количеству дорогих авто в Украине удивляются не только в Европе, но и во всем мире. Для таких людей не имеет значения, сколько стоит растаможка автомобилей, для них важно лишь, чтобы выбранный автомобиль как можно быстрее был оформлен.

Уверен в том, что Вы, господин Президент Украины, поймете людей, которые не довольны принятыми парламентом законами. В этих законах есть много положений, которые противоречат Конституции Украины и нарушают права людей.

Трудно понять, зачем вводить коэффициент возраста автомобиля, поскольку возраст автомобилей, которые разрешено ввозить в Украину, уже ограничен. Это не нормально и противоправно, когда стоимость растаможки автомобиля по формуле, которая применена в законе 8487, будет значительно выше стоимости самого автомобиля. Не секрет, что значительная часть "евроблях" была ввезена в Украину по доверенности.

То есть их владельцами остаются иностранные граждане. Каким образом при таких условиях возможно получить украинскую регистрацию? На мой взгляд недопустимы также нормы закона 8488, которые дают право не только наказывать «евробляхеров» абсолютно мифическими штрафами, но и предусматривают конфискацию таких автомобилей.

Не понятно, как смогут владельцы «евроблях» успеть осуществить все процедуры, предусмотренные законом 8487, в течение льготного периода 90 дней. Это создаст еще один риск коррупционной схемы. Кроме того, законом 8487 решение этой проблемы фактически переводится на Кабинет Министров, ведь именно правительство в течение 60 дней должно привести все правовые акты в соответствие с требованиями этого закона. А если не успеет? Как не успел за последние 2 года. Кстати, по закону 8488 этот срок составляет 30 дней. Это вообще алогично. Есть также другие противоречивые нормы. Например, примененные в законе 8487 отдельные дефиниции противоречат Таможенному кодексу.

Даже этот далеко не исчерпывающий юридический анализ, на мой взгляд, делает невозможным подписание Президентом Украины этих законов.

И в завершении. В начале своего письма я обратил внимание на политический аспект проблемы, поскольку она затрагивает интересы миллионов граждан. Недовольство людей растет и искусственно подогревается подобными нерешенными конфликтами.
Уверен, глубокоуважаемый господин Президент Украины, что Вы дадите должную правовую оценку упомянутым выше законам, примените к ним право вето и предложите эффективное, а главное – справедливое решение искусственно созданного конфликта!

А сейчас я присоединяю свой голос к тем тысяч голосов людей, которые просят Вас, господин Президент Украины ветировать принятые Верховной Радой законы 8487 и 8488 и предложить законное и справедливое решение конфликта.

С уважением,
Роман Насиров