Сейчас ремонт дорог активно используется политиками для пиара. А для реального восстановления дорожной инфраструктуры даже существующими предвыборными темпами понадобится около 100 лет.

Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ), неправительственной организации, которая исследует глобальные процессы, признали украинские дороги одними из худших в мире. В последнем "дорожном" рейтинге ВЭФ Украину поместили на 130 позицию из 138.

Читайте также: Почему в Украине не ремонтируют дороги: в Мининфрастуктуры назвали причину

В Министерстве инфраструктуры соглашаются, что около 95% украинских дорог находятся в ужасном состоянии, и докладывают о 4 тыс километров дорог, отремонтированных за последние несколько лет. Это при общей протяженности дорожной сети в 170 тыс км.

Хотя темп обновления дорожной сети и ускорился за последние годы, но этого недостаточно, чтобы привести трассы в пригодный вид в течение 10-20 лет, говорят эксперты.

Например, в 2017 году сорван план по капитальному ремонту, так как из выделенных 35 млрд гривен, в ход пошли только 20 млрд гривен. В текущем году уже освоено около 20 млрд гривен, а на конец июля более 750 км дорог отремонтировано. Сегодня работы сосредоточены на ключевых межобластных и международных магистралях, включая проект Gо Нighway.

Для улучшения ситуации в финансах области с начала года начал действовать Дорожный фонд, который наполняется через поступления от акциза на топливо и ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства. Благодаря ему автодорожная отрасль должна получать гарантированное украинским государством финансирование.

В 2018 году 60% средств фонда пойдут на ремонт дорог государственного значения (47 тыс. км), которыми занимается "Укравтодор", а 35% – на местные дороги (123 тыс. км), за которые в связи с децентрализацией ответственна теперь региональная власть. Еще 5% из фонда пойдут на финансирование мер безопасности на дорогах. "В этом году – это почти 33 млрд гривен (имеется в виду Дорожный фонд, – Авт.) плюс отдельное дополнительное финансирование ряда ключевых магистралей, более 14 млрд гривен", – заявлял министр инфраструктуры Владимир Омелан, говоря об объеме финансирования на 2018 год.

Читайте также: Как Укравтодор оправдывается за плохие дороги

Кроме того, властями была принята Государственная целевая программа развития дорог на 2018 – 2022 годы, которая декларирует маршрутный принцип обновления трасс и отказ от текущего ремонта. Согласно документу, главными "спонсорами" дорожных проектов должны стать инвесторы. Предполагается, что в течение 5 лет они в рамках концессии должны профинансировать отрасль на 113,8 млрд гривен, что, согласитесь, очень смелые ожидания.

Также правительством принята стратегия Drive Ukraine 2030, которая предусматривает появление "10 автобанов и сети современных автодорог по всей стране". В этой же программе предусмотрено строительство Hyperloop. Впрочем, эти документы только концептуально обозначают фронт работ, а как будет на самом деле – покажет время.

Сегодня тема дорог стала частью предвыборного процесса. Этим активно пользуются политики, празднуя чуть ли не каждый отремонтированный километр и установленный дорожный знак.

Однако, если говорить о дорожной сети страны, то при нынешнем финансировании и темпе ремонта (около 2 тыс. км дорог в год), дорожная сеть страны восстановится через 100 лет. Помимо прочего, в реконструкции нуждаются 9 тыс. аварийных мостов с 17 тыс. существующих.

"Чтобы отремонтировать сеть дорог общего значения (170 тыс. км) на высоком уровне, нужно около 2,7 триллиона гривен и около 20 лет. Это возможно в рамках нашего ВВП, если политика будет направлена ​​не только на освоение денег в сфере строительства дорог, но и на строительство соответствующей инфраструктуры. В частности, строительной техники и современных заводов. Если говорить об операционных ресурсах, то государству нужно было выделить около 500 миллиардов гривен. Сейчас большая часть денежных средств идет за границу к производителям компонентов для ремонта дорог и техники. На данный момент у нас бесхозяйственное отношение руководства страны к ремонту дорог. Удачно имитируются проекты, после чего отремонтированные дороги через год имеют существенные дефекты", – комментирует директор консалтинговой компании William Invest Expert Виктор Медведь.

"Например, в Кировоградской области дефекты, которые могли возникнуть на 5-6 году эксплуатации, а образовались через 12 месяцев. Кроме того, многие дороги не доработаны, нет водоотведения. Кроме этого, существует большая коррупционная нагрузка. Большая часть подрядчиков нанимает разнорабочих без соответствующей квалификации и платит им "черный нал". Также часто завозят для работы иностранцев и таким образом просто выводятся деньги за границу", – говорит эксперт.

Читайте также: Президент подписал закон о платных дорогах

Отметим, что качество дорог сильно влияет на статистику ДТП. По информации полиции, в течение января-июня текущего года в авариях погибло 1237 человек и около 11 тыс. пострадали. Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта отмечает, что "если сложить все те средства, которые были вложены в дороги с 1991 года, то в Украине должны быть автобаны уровня хотя бы Польши или Венгрии”.Также эксперт указал на неспособность правоохранительной системы реагировать на факты злоупотреблений и коррупции при содержании и ремонте дорог.