ФОТО: Daimler|
интерьер концепта беспилотного автомобиля Mercedes-Benz
Для перехода машин со второго на третий уровень автономности, индустрии понадобилось около 80 лет. История началась с системы ADAS в 1940-х годах, которая до сегодня эволюционировала в комплекс электронных помощников и систем безопасности, что приравнивается к системе Автопилот 3 уровня.
Также интересно: Lexus ES 300h получил разрешение на оснащение камерами заднего вида в Европе
Наиболее передовые системы активной помощи при вождении или ADAS (Advanced Driver Assistance System) сегодня позволяют говорить лишь о функции полуавтоматизированного управления. Так, современные авто умеют двигаться по трассе в заданном скоростном режиме, с учетом скоростных ограничений, дорожной разметки и действий других участников движения, избегать столкновений и самостоятельно тормозить в экстренных случаях, парковаться без помощи водителя и тому подобное. Плюс, такие системы безопасности, как мониторинг слепых зон обзора или контроль за усталостью водителя делают современные автомобили значительно комфортнее, чем 20 или 40 лет назад.
- Компоненты системы ADAS перенимают множество важных функций, которые значительно облегчают процесс управления.
- 55% недавно зарегистрированных в Германии компактных и средних по размеру автомобилей имеют в стандартной комплектации по меньшей мере одну из таких систем, как парктроник, система автоматизированной парковки или камера заднего вида.
- С 2022 года все новые легковые и небольшие коммерческие автомобили в Европе должны быть оборудованы автоматической системой экстренного торможения и системой умного контроля скорости.
- Автомобильные гиганты объединяются с поставщиками автокомпонентов и разработчиками систем искусственного интеллекта, чтобы создать полностью роботизированные системы управления автомобилем.
Известным пионером в сфере ADAS является компания Bosch – один из крупнейших поставщиков автомобильных компонентов и систем. В 1978 году она выпустила электронную антиблокировочную тормозную систему (АБС), которая со временем стала обязательной для автомобилей и мотоциклов.
Сегодня наиболее востребованными являются системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем. Второе по популярности место после систем помощи при парковке занимают автоматические системы экстренного торможения – такая функция должна стать обязательной для всех европейских автомобилей с 2022 года. В США, по данным Bosch, около трети новых автомобилей уже оснащаются системой экстренного торможения в качестве стандартного оборудования, а еще 36% моделей предлагают ее в качестве опции.
Вместе с системой экстренного торможения, машины, выпущенные в Европе с того же 2022 года должны оборудоваться системой умного контроля скорости. По оценкам Еврокомиссии, до 2038 года электроника поможет спасти более 25 тысяч жизней и сократить количество аварий на 30%.
Система автоматического управления 5 уровня автономности предполагает полное отсутствие участия водителя в процессе управления. Уже с этого года в прогрессивных городах на дороги общего пользования в тестовом режиме начинают выходить беспилотники, однако речь идет про колесные дроны для коммерческих перевозок или пассажирские шаттлы, которые двигаются по закрытым площадкам – в аэропортах, студгородках, заводских комплексах и тому подобное. Подобный проект проводит и Bosch, совместно с Daimler и Nvidia: в конце 2019 года в городе Сан-Хосе (Калифорния) партнеры представили бесплатный сервис беспилотного такси в тестовом режиме. Для перевозок пассажиров были использованы седаны Mercedes-Benz S-Class, оснащенные камерами, лидарами и радарами Bosch, а также специальными компьютерами Nvidia Drive Pegasus.
Ведущими компаниями, ведущими разработку систем автоматического управления сегодня являются:
- Tesla;
- Ford;
- Daimler;
- Volkswagen-Audi;
- GM;
- Nissan;
- Apple;
- Google;
- Uber;
- Nvidia;
- Microsoft;
- Bosch;
- ZF;
- Continental.
По оценкам экспертов названных компаний, автономный транспорт для персонального пользования появится на наших дорогах не раньше, чем в 2035-50 годах. То есть, примерно через 100 лет, после рождения ADAS.
Также интересно: Почти половина автовладельцев в США готова променять личный транспорт на беспилотные такси