С 25 ноября 2018 года вступили в действие Законы, которые существенно меняют “правила игры" на украинском авторынке и уменьшают акцизный налог. Как его оценивают основные операторы? Когда снизятся цены на авто и уменьшатся ли вообще?

Проблема беспошлинного ввоза автомобилей на европейской регистрации за последние годы приобрела столь массовое явление, что существенно стала влиять и на рынок новых авто. Ведь кроме старых и дешевых автомобилей, в Украину без растаможки начали ввозить достаточно дорогие многолетние авто. А они уже составляли существенную конкуренцию для рынка новых легковых автомобилей в Украине.

Поэтому два закона, которые вступили в силу 25 ноября, были для отечественного авто рынка долгожданными. И они должны существенно изменить динамику украинского рынка как новых, так и подержанных авто. А потребители больше всего ожидают снижения цен на автомобили во всех ценовых сегментах. Насколько реальны эти мечты?

Закон – положительный

Законы не будут иметь моментального эффекта, ведь даже их вступление в действие растянуто во времени. Ставки акциза с 25 ноября в течение 90 дней сначала минимальные, потом они поднимаются вдвое, а полный запрет автомобилей на еврономерах происходит аж через полгода. Соответственно, авторынок будет реагировать на эти изменения еще с большим опозданием.

"Принятые законы, безусловно, будут иметь положительный эффект, – считают в компании "Порше Украина". – Ведь важно, что урегулирован вопрос с автомобилями на иностранной регистрации. Снижение ставки акциза на растаможку автомобилей – шаг навстречу автовладельцам, для которых рынок теперь предлагает больше альтернатив по приобретению автомобилей".

Читайте также: в Украине упали продажи новых авто

"Надеюсь, что эти законы смогут урегулировать ситуацию с беззаконием вокруг ввоза в Украину автомобилей с зарубежной регистрацией, и, в конце концов, станут отправным пунктом в процессе налаживания нормального бизнес-климата на украинском автомобильном рынке, – говорит генеральный директор ООО "Хюндай Мотор Украина" Игорь Гладковский. – Имею надежду, что принятие этих законов сделает невозможным возникновение подобных конфликтов в будущем".

Вместе с тем, уменьшение налогов на подержанные автомобили создает условия для увеличения их импорта, что может создать угрозу для рынка новых авто. Ведь за последний год рынок импорта подержанных авто, даже без учета "евроблях", существенно рос. В отличие от рынка новых авто.

"Импорт автомобилей с пробегом будет существенно увеличиваться длительное время и иметь значительное влияние на внутренний автомобильный рынок", – считает пресс-секретарь Корпорации "УкрАВТО" Дмитрий Скляренко. То есть тенденция доминирования ввоза б / у авто над новыми сохранится.

Что будет с ценами?

Согласно новому Закону, порядок начисления ставки акцизного налога существенно изменился. Однако логика его начисления осталась неизменной: на новые авто и с меньшим объемом двигателей налог меньше, на старые машины с крупнообъемными двигателями – больше. Однако по сравнению со старыми ставками новая формула значительно более лояльна к авто с большими двигателями.

"Существенное снижение предлагается для автомобилей с большим объемом двигателя – в нашем случае речь идет о преимущественно дизельны автомобилях с ехобъемом двигателя от 3 л, – отмечают в "Порше Украина". – Сегодня наша компания планирует и анализирует ценообразование на новые автомобили, которое позволит создать оптимальные условия для клиентов".

В компании «АВТ Бавария Украина" уже анонсировали снижение цен в связи с Новыми законами. Причем ценовые изменения коснутся всего модельного ряда автомобилей BMW. Хотя наибольшее снижение цен окажется у автомобилей с дизельным двигателем объемом 3000 см3 и бензиновым 2500 см3, которые находятся в Украине. Среди них – BMW M5, BMW 6 Серии GT, BMW Х6 и новый BMW Х5. Благодаря снижению цен, некоторые модели стали дешевле более, чем на 200 000 грн. Например, у BMW X5 xDrive30d (G05), разница в цене до принятия Закона и после перерасчета, составила, согласно курса евро на 28.11.2018 г., – 202 436 грн.

Впрочем, многолитровые автомобили не имеют решающего значения на отечественный авторынок. "Украинский рынок, как известно, на 80% состоит из автомобилей с объемом двигателя от 0,9 до 2 литров, для которых акциз уменьшен минимально, – говорит генеральный директор компании "Еврокар" Марина Яковлева. – Снижение налоговой нагрузки не гарантирует снижения цен. На формирование конечной стоимости продукта упивают множество факторов, такие как колебания курса, инфляция, обновленный модельный ряд и т. д.".

Дмитрий Скляренко из "УкрАВТО" рассказывает о других факторах, которые могут компенсировать снижение акциза: "введение новых жестких стандартов WLTP в Европе, откуда поставляется основная масса автомобилей в Украину, уже привело к значительному увеличению отпускных цен заводов-производителей, будущая адаптация под требования NOx еще ухудшит положение дел производителей в Европе. Что касается производства автомобилей в Азии, на их себестоимость влияет торговая война, которая разгорелась между США и Китаем. Влияние на отпускные цены производителей окажет и новый модельный год, что в совокупности с перечисленными выше факторами на фоне девальвации на украинском рынке не приведет к уменьшению розничных цен".

Читайте также: в Германии запретили движение дизельных авто по автобанам

Таким образом, на наиболее массовые новые автомобили ожидать снижения цен не приходится.

Цены вырастут?

Что касается рынка подержанных авто, то их стоимость со временем может даже вырасти. Эксперт компании "Интеркар Украина" (импортер авто из США) Станислав Янушевский считает, что "люди, которые сейчас ездят на "евробляхах", вынуждены будут их легализовать, что в большинстве случаев трудно или невозможно. Подавляющее большинство попытается избавиться от автомобиля с иностранной регистрацией и купить машину с украинскими номерами. Ту, на которую хватит денег. Это активирует спрос на самые доступные автомобили с украинской регистрацией. Подорожание самых дешевых авто в свою очередь, вызовет рост цен на авто среднего ценового сегмента. Возникнет цепная реакция". Кроме того, самый дешевый сегмент рынка подержанных авто на еврономерах фактически исчезнет.

Таким образом, несмотря на уменьшение налоговой нагрузки, никто не обещает снижения цен ни на новые массовые автомобили, ни на подержанные. Получается, что от новых Законов выгоду получат лишь богатые украинцы, которые имеют возможность купить дорогие многолитровые автомобили.