Самая популярна марка бензина в некоторых сетях может быть опасна для двигателя автомобиля.
По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80%. А нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно? Это решили проверить эксперты Института потребительских экспертиз, проведя рейд по наиболее популярным сетям АЗС. И оказалось, что заправка "пятым" бензином все еще может быть квестом с печальными последствиями.
Основное внимание эксперты уделили не только большим всеукраинским сетям АЗС, но средним и региональным сетям, которые продают топливо по дешевле, чем у лидеров. Пробы бензина А-95 были отобраны на заправках 13 сетей – Amic, ANP, Avantage, Chipo, GLUSCO, KLO, Marshall, МОТТО, OKKO, Shell, Sun Oil, WOG и БРСМ-нафта.
Также интересно: Как проверяют качество топлива на АЗС
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали – три образца оказались не кондиционными.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) |
Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.) |
Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) |
Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) |
Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
БРСМ-Нафта |
97,2 |
5 |
22,5 |
0,40 |
KLO |
97 |
5,2 |
26,5 |
0,52 |
WOG |
96,5 |
6 |
18 |
0,54 |
Chipo |
96,7 |
7 |
18,3 |
0,75 |
Glusco |
95,5 |
7 |
26,9 |
0,70 |
ANP |
96,0 |
6 |
29,3 |
0,77 |
ОККО |
95,3 |
5,9 |
28,8 |
0,69 |
МОТТО |
95,4 |
9 |
25,8 |
0,76 |
SunOil |
95,9 |
8 |
23,6 |
0,59 |
SHELL |
96,5 |
7 |
28,5 |
0,51 |
Amic |
95,1 |
9 |
25,7 |
0,63 |
Avantage |
93 |
393 |
24,6 |
15 |
Marshall |
88 |
227 |
27,5 |
15,6 |
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации (преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания). Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу: норматив – не ниже 95 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив! Более того, практически все имели "запас" в две и более единицы.
"Девяносто седьмым" бензин оказался у сети БРСМ-нафта и КЛО (97,2 и 97 единиц). А вот в бензине от сети Avantage и Marshall "октана" не хватило – 93 и 88 (!) единиц соответственно, что не соответствует нормативу.
Далее эксперты проверили еще один важнейший показатель – содержание серы. Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и “смерти” катализатора. К тому же становится "грязнее" выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг.
Здесь также ситуация оказалась неплохой, но были и неприятные исключения. У сети Avantage бензин оказался с содержанием серы 393 мг/кг! Также превышение содержания серы было обнаружено в образце топлива Marshall. Это очень существенные превышения, способные нанести смертельный удар двигателю. Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным – БРСМ-нафта, (5 мг/кг), КЛО, ОККО (5,2 и 5,9 мг/кг соответственно).
Также в тему: В Верховной Раде предлагают снизить акциз на бензин
Следующий один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушители все те же – у Marshall и Avantage бензола было 15 раз (!) больше установленного норматива! Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell (0,51%) и БРСМ-нафта – 0,40 процента.
Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует их содержание в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) |
Объемная часть кислородсодержащих соединений (в %, не более, метанол – этанол) |
БРСМ-Нафта |
Отсут. |
KLO |
Отсут. |
WOG |
Отсут. |
Chipo |
Отсут. |
Glusco |
Отсут. |
ANP |
Отсут. |
ОККО |
Отсут. |
МОТТО |
Отсут. |
SunOil |
Отсут. |
SHELL |
Отсут. |
Amic |
Отсут. |
Avantage |
6,5 - Отсут. |
Marshall |
Отсут. |
Кстати: Как вредит двигателю плохой бензин
Итоги исследования в целом очень схожи с результатами дизельного топлива – у сетей "второго" эшелона (по количеству станций) – например, БРСМ-нафта, KLO или GLUSCO, качество бензина стабильно, их показатели часто превышают нормативы больших "премиальных" сетей. При этом у них топливо дешевле!
Более того, в этих сетях практически полностью нивелирована разница в уровне сервиса или ассортименте товаров. Например, у тех же БРСМ-нафта концепция заправок изменилась от "АЗК с магазином" на "магазин с возможностью заправиться". А KLO строит новые и реконструирует существующие комплексы с упором на премиум-обслуживание. Но вместе с тем, в некоторых сетях все еще ставят прибыль выше репутации и продают некондиционное топливо, зачастую по очень низкой цене.
Вадим Кривенко, по материалам Института Потребительских экспертиз.
УТОЧНЕНИЕ: