Цена дизельного топлива будет продолжать расти. Есть несколько важных факторов, которые двигают этот тренд.
Неустанный рост цен на дизельное топливо в Европе не оставляет шансов для стабильности зависимого украинского рынка. Первыми цены подняли "премиальные" сети, следом - большинство других операторов. И этот тренд будет продолжаться, ведь факторов подорожания становится все больше, пишет enkorr.ua.
Читайте также: Зимой топливо будет дорожать из-за очередного повышения налогов
Прошедшая неделя принесла очередное повышение европейских котировок на дизтопливо - на 27 долларов за тонну (примерно +1,13 грн/л). В сумме за последние две недели цены выросли на 94 доллара за тонну, или почти на 4 грн/л. За последний месяц общее увеличение закупочной стоимости составляет около 6 грн/л.
Дополнительными причинами давления на зависимый от ЕС украинский рынок стали ограничения поставок из-за непогоды на юге, затяжная блокада румынского направления, отсутствие возможности использования нефтепровода и ограниченный ресурс из Литвы.
Согласно мониторингу Консалтинговой группы "А-95", средняя оптовая стоимость дизеля за неделю поднялась на 2,17 грн/л - до 52,38 грн/л. С третьей декады октября прирост составляет 5,46 грн/л.
В розничном сегменте недельный рост составил 1,03 грн/л, а в целом с октября - 1,49 грн/л. Это свидетельствует, что розничная цена еще не успела полностью отреагировать на подорожание опта, поэтому тренд повышения сохранится.
Медленное реагирование розницы на рост оптовых котировок привело к уменьшению маржи. За неделю спред между оптом и розницей сократился на 45%, до 4,94 грн/л - самого низкого уровня с февраля 2024 года.
В среднем за 10 дней ноября наценка составила 5,48 грн/л, что на 2,64 грн/л меньше, чем в октябре, и на 3,05 грн/л ниже среднего показателя с начала года.
Читайте также: Дизельное топливо дорожает из-за санкций
Компенсировать это за счет бензина не удастся: хотя оптовая стоимость бензина от 22 октября выросла на 0,40 грн/л, розница наоборот снизилась на 0,23 грн/л. Таким образом маржа уменьшилась на 0,63 грн/л - до 8,83 грн/л.
Сжиженный газ пока сохраняет стабильность: после роста в октябре его оптовая стоимость в ноябре повысилась лишь на 100 грн/т (примерно 0,05 грн/л), до 54 670 грн/т, а розничная цена осталась почти неизменной - 34,35 грн/л.
Больше всего за неделю - с 3 по 10 ноября - дизель подорожал на АЗС сети "Маркет": плюс 3 грн/л, до 55,99 грн/л. Этот оператор также поднял цены на бензин А-95 на 2 грн/л (до 57,49 грн/л).
На 2 грн/л выросли цены на дизель в сетях VST и Parallel - соответственно до 55,90 грн/л и 55,78 грн/л.
SOCAR также добавил 1–2 грн/л, уравняв цены с ОККО и WOG не только в Киевской, но и в Одесской области.
UPG подняла стоимость на 1,60 грн/л - до 57,50 грн/л, почти сравнявшись с премиум-сегментом (разница с ОККО сократилась до 60 коп./л).
Большинство других операторов - ОККО, WOG, Chipo, "Укрнафта", KLO, BVS, "Автотранс" - подняли цены на 1 грн/л.
На рынке сохраняются отдельные случаи заниженных цен, которые на первый взгляд выглядят экономически необоснованными. В частности, сеть "Фактор" продавала дизель по 51,50 грн/л - почти на гривну дешевле средней оптовой стоимости.
Читайте также: Названы лучшие дизельные авто
Подобная ситуация в "БРСМ": в ряде регионов дизель стоил 51,49–51,99 грн/л, то есть всего на 34 коп./л дороже опта. При таких условиях реализация на первый взгляд выглядит убыточной.
Снижение маржинальности на дизеле создает предпосылки для дальнейшего роста цен на стелах. Учитывая текущие тренды, рынок имеет потенциал к повышению как минимум на 2,50 грн/л в ближайшие недели.