Гидроусилитель руля – вещь настолько привычная, что многие водители о его наличии даже не догадываются. Между тем, нужно вовремя заметить его назревающую неисправность – иначе "заклинивший" прямо на ходу руль будет очень неприятным сюрпризом.
Долгая и безотказная работа того или иного узла автомобиля нередко оказывает им медвежью услугу: владелец забывает о необходимости обслуживания и казалось бы “вечный” узел вдруг отказывает в самый неподходящий момент.
Гидроусилитель руля – не самая простая система, но она давно обкатана в производстве и считается одной из самых надежных в любом автомобиле.
Это касается и гидроусилителя руля – ГУРа, которым оснащены не менее половины бегающих по нашим дорогам автомобилей. (есть также электро- и электро-гидравлические усилители, но речь сегодня не о них).
Читайте также: Как проверить ходовую часть при покупке машины
ГУР снижает усилие, которое водитель должен приложить к баранке для ее поворота. В особенности усилитель полезен при вращении руля, когда машина стоит или неспешно маневрирует, например, при парковке.
Насос гидроусилителя руля – самый сложный узел ГУРа, но при должном присмотре он живет без ремонта дольше рулевого механизма (рулевой рейки).
Читайте также: Что нужно сделать с машиной после зимы
Уровень жидкости в бачке ГУРа – самый доступный метод контроля состояния системы. Отклонение в любую сторону – признак неких проблем.
Как можно заметить, часть важных симптомов водитель может зафиксировать сам, но для визуального осмотра агрегатов нужна смотровая яма или подъемник. А также – немного квалификации, которая поможет отличить, например, легкое, вполне приемлемое потение от серьезной утечки. Ну и вообще, будет лучше, если за состоянием вашего рулевого управления будут следить профессионалы. Поэтому каждый раз, когда машина попадает на СТО, просите мастеров осмотреть насос ГУРа, рулевую рейку и шарниры тяг. Собственно, сознательные специалисты на правильной СТО делают это без напоминания.
Жидкость в системе гидроусилителя руля должна быть не только в достаточном количестве, но и достаточно свежей. Менять ее рекомендуется примерно каждые 100 тыс. км пробега или каждые пять лет – конечно, если заводской мануал не называет более строгих цифр. Специалисты умеют отличать старую, отслужившую свое жидкость по запаху – она имеет резкий едкий запах.
Кроме того, на некоторых автомобилях в системе ГУР имеется фильтр, вместе с жидкостью нужно менять и его.
Читайте также: Как правильно проверять тормозные колодки
Если следы масла видны не только на одном из соединений системы гидроусилителя руля, но и на окружающих деталях, сомнений нет: нужен ремонт.
Конструкция рулевого управления с гидроусилителем давно отработана автопроизводителями и поэтому особых хлопот владельцам ГУР обычно не доставляет. Но после более-менее значительного пробега (около 100 тыс. ка) за этой системой нужно присматривать. В идеале стоит провести “пожилому” ГУРу профилактику у профессионалов, которые поменяют жидкость, промоют систему и заменят состарившиеся уплотнения и шланги. И тогда управление не откажет в дороге, испугав водителя внезапно потяжелевшим рулем.
Читайте также: Чтобы не отказали тормоза: как обслуживать систему