Уже больше века распространению электромобилей мешает один и тот же фактор: неудовлетворительные параметры батареи. С одной стороны, ее нужно часто заряжать, с другой – происходит это долго и нудно, а с третьей – жизнь ее короче, чем самого автомобиля. Как продлить жизнь батарее электромобиля?
При том что глобально тяговая батарея остается главной бедой электромобиля, конкретные проблемы аккумулятора зависят от его типа. Нынешние литий-ионные батареи в целом значительно лучше всех ранних типов, но имеют один серьезный недостаток. Li-Ionаккумуляторы очень быстро теряют емкость, старея независимо от того, насколько интенсивно владелец пользуется машиной.
Убийственный для батареи режим – заряжать ее дважды в сутки от быстрой зарядки.
Читайте также: Почему ломаются электромобили в Украине
Например, известно, что литий-ионная батарея электромобиля больше всего деградирует в первые 5 лет. Около 5–10% – за первые два года, около 15–20% – за следующие три года. После этого аккумулятор теряет не более 5% в год. У некоторых машин (например, Nissan Leaf) ориентировочный остаток емкости можно увидеть на щитке приборов, а более точные данные можно получить через разъем OBD или в специальном приложении к смартфону.
Если кратко – батарея не любит большого тока, высокой и слишком низкой температуры. Но это не означает, что ее просто нельзя нагревать на солнце (хотя это тоже). Факторов, сокращающих ресурс аккумулятора, немного больше, и некоторые из них провоцирует сам водитель.
Читайте также: 10 советов, как можно увеличить пробег электромобиля
Идеальные условия хранения электромобиля (на примере Nissan Leaf): температура +10о С и уровень зарядки 80%.
В принципе, аккумулятор можно заменить: во-первых, заказав новый у официального дилера, во-вторых, приобретя подержанный от аварийного автомобиля. Первое очень дорого (тысячи и тысячи долларов), второе – просто дорого (от $1000).
Можно заменить отдельный модуль (т.н. консерву), а наиболее реальный для украинских условий вариант – отремонтировать батарею. Есть СТО, в том числе официальные, умеющие распаковывать "консервы" и вычислять в ней испорченный элемент. Его – вместе с несколькими другими, которые тоже уже "на подходе" – не сложно заменить.
Тяговая батарея, точнее ее состояние, чаще всего является ключевым фактором при определении рентабельности покупки подержанного электромобиля и владения им. Поэтому было бы очень хорошо, выбирая неновую электрическую машину, знать режим ее эксплуатации первым владельцем. В какой стране она базировалась, в каком населенном пункте и кем эксплуатировалась, какого статуса была семья или корпоративный парк, к которому машина была приписана… Все это позволит понять, какие перспективы имеет батарея избранного экземпляра – кандидата на место возле розетки в вашем гараже.
Читайте также: Действительно ли электромобили не ломаются?