О том, что отечественные самоделкины – в том числе и "тракторостроители" – творят настоящие технические чудеса, известно давно. Но до вопроса красоты у них часто не доходят руки и силовой агрегат остается открытым. Как сделать капот для мини-трактора?
Капот на мини-тракторе – это не только красота, это и безопасность, и условия для работы двигателя. Поэтому трактору, как и каждой технике, нужен капот, который будет прикрывать основные агрегаты. Это касается не только самодельных тракторов, но и дешевых китайских тракторов и мотоблоков, которые порой имеют обвес и оформление на уровне самоделок.
Полное капотирование силового агрегата требует тщательной настройки системы охлаждения
Капот надо сделать таким, чтобы он мог выполнять функции:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 уникальных тракторов, сделанных украинцами из автомобилей
На практике, однако, выходит, что далеко не обязательно капот на тракторе закрывает весь двигатель. Почти всегда агрегат остается открытым с боков, что обусловлено и требованиями охлаждения, и геометрией двигателя, который часто выпирает в стороны, и, в конце концов, экономия материала – тоже не последний фактор.
Распространенные ошибки при изготовлении капота на мини-трактор
Самая распространенная ошибка конструкторов-любителей – нарушения, как говорят профессиональные конструкторы, весовой культуры. Недостаток инженерных знаний побуждает самоделкиных закладывать в детали облицовки слишком большой запас прочности. Между тем, такие детали должны быть не столько прочными, сколько жесткими в определенных зонах – например, там, где капот крепится к силовым элементам, где он прилегает к чему-то и где фиксируется.
Иногда часть агрегатов не помещается под капотом, и для трактора вполне допустимо “выставить” определенный узел напоказ.
То есть важно в первую очередь, чтобы капот держал свою геометрию в тех размерах, где он соединяется с другими частями. Обратите внимание – штатные капоты автомобилей почти всегда немного “играют”, когда водитель берется за угол. Но когда правильно выполненный капот закрыт и зафиксирован всеми замками, он имеет вполне адекватный вид – это касается и автомобилей, и тракторов, и самолетов и другой техники.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Загадка украинской машины “Заря” осталась нераскрытой
Другая крайность – недостаточная жесткость, которая приводит к вибрации капота во время движения или просто при работе двигателя на холостом ходу. Избежать этого явления поможет правильно рассчитанный каркас и плотное прилегание краев капота (через резиновые упоры) к силовым элементам мини-трактора.
Желание закрепить на капоте фары, зеркала, ЗИП, фильтр воздуха часто приводит к вибрациям, деформациям панелей, поэтому капот нужно или усиливать в нужных точках, или не нагружать несвойственной ему несущей функцией.
Если капот относительно небольшой (длина панелей до 0,7–0,8 м), вполне возможно обойтись без силового каркаса, одним лишь листовым металлом, но он должен быть отформован с определенными ребрами жесткости.
Конструкторы этих мини-тракторов удачно использовали для изготовления капотов крылья “Москвича-2140” и “Запорожец” ЗАЗ-968М (вместе с облицовкой).
Очень интересное и доступное по цене решение – использование для изготовления капота мини-трактора кузовных деталей списанных легковых автомобилей. В первую очередь годятся передние крылья, которые имеют и горизонтальную, и вертикальную поверхности, а также отштампованные ребра жесткости. При необходимости несложно сделать вставки из листового металла (1,0– 1,5 мм) которые расширят капот, изготовленный из крыльев.
Если из-за больших размеров капоту понадобится каркас, его целесообразно сделать из прямоугольной трубы, и соответственно, к ней крепить петли и замки. Металл, который вы будете использовать для обшивки каркаса, может быть тоньше – от 0,8 мм. Еще один рациональный вариант усиления – взять силовые детали от старого автомобильного капота.
Если делать капот мини-трактора из ровных листов металла, придется сварить для него каркас, например, из труб.
Важный момент – точки крепления капота, петли и замки. Если они будут недостаточно жесткими, капот будет вибрировать и дребезжать. Поэтому эти точки должны быть усилены, а шарниры дополнительно уплотнены пружинами и резиновыми втулками.
Проявляйте фантазию, но начинайте с бумажных эскизов – недаром даже профессиональные дизайнеры сначала создают десятки своих скетчей, а потом уже берутся за пластилиновые и гипсовые макеты. И не стесняйтесь обратиться к опыту коллег, которые уже прошли вашим путем, чтобы не повторять типичных ошибок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 удачных конструкций самодельных квадроциклов