Да, были времена, когда автобусы внешне представляли собой не двенадцатиметровое полено, а настоящее произведение дизайнерского искусства. И наши ЛАЗы в этом смысле не пасли задних.
Новые автобусы на Львовском заводе начали разрабатывать с середины 1950-х, когда предприятие поменяло статус с автомобильного на автобусный. Запускать в серию клон восьмиметровой модели ЗИЛ-155 львовяне отказались, заявив, что смогут создать собственную конструкцию.
Читайте также: Каким был первый ЛАЗ: удивляемся вместе
Такой автобус спроектировали и в статусе городского автобуса средней вместимости ЛАЗ-695 поставили производство на поток. В отличие от подобных машин, выпускавшихся в стране (да и мире) ранее, эта девятиметровая модель создавалась именно как автобус, а не как переделка грузовика. Вместо тяжёлой и легко скручевающейся рамы несущую нагрузку нёс кузов, точнее, его лёгкий и жёсткий пространственный каркас.
Первым автобусом ЛАЗа была модель 695, впервые спроектированная не на базе грузовика, а по автобусным канонам
Специальной, сугубо автобусной была и подвеска первого ЛАЗа - благодаря чему ходовая вышла комфортабельной и одновременно живучей. Были у дебютных львовских автобусов и другие новшества, например, диковинная для того времени (и общепринятая по сей день) заднемоторная компоновка.
На фоне таких успехов никто не удивился, когда во Львове взялись за постройку концептов - автобусов, определяющих вид и конструкцию пассажирского транспорта будущего. Два первых концепта образца 1961 года - "Украина-1" и "Украина-2" поразили не только своим видом, но и устройством.
Первыми львовскими концептами были “Україна-1” и “Україна-2”, отличавшиеся отделкой, числом мест и наличием туалета в корме
Пневматическая подвеска, гидроусилитель руля, V-образный 10 сильный двигатель – эти особенности были новаторскими на то время. А чего стоила 5-ступенчатая коробка передач, помогающая экономить топливо, облегчающая труд водителя благодаря синхронизаторам на всех ступенях, да еще управляемая джойстиком – с пневматическим сервомеханизмом! В пассажирском салоне концепта “Україна-1” была раздвижная крыша, система принудительной вентиляции и гардероб, а в версии “Україна-2” еще и туалет.
Львовские концепты были целиком реальными машинами: “Україна-2” (более комфортабельная версия "Украины-1") верой и правдой служила в автопарке авиационного КБ Олега Антонова в Киеве
Конструкторское бюро Львовского автобусного завода в 1967 году превратилось во всесоюзное учреждение – ГСКБ, Головное Союзное Конструкторское Бюро автобусостроения. В этом же году построили еще один концепт – ЛАЗ “Україна-67”.
Читайте также: Как автобусы ЛАЗ возили космонавтов к месту запуска ракет
Самое интересное, что автобус с таким смелым дизайном в ту пору мог запросто появиться на конвейере. Этого не произошло только потому, что ЛАЗ уже имел основную модель
В техническом плане ЛАЗ “Україна-67” содержал все достижения двух первых концептуальных разработок, а внешне отразил передовые тенденции дизайна конца 1960-х: маскировка остекленных скатов крыши (при сохранении их функциональности), легкость линий и динамичность силуэта, которую подчеркивала корма с обратным наклоном и аэродинамическим элементом.
На всех фото ЛАЗ “Україна-67” предстает в ливрее Международной автобусной недели в Ницце
Автобус произвел настоящий фурор на мероприятиях всеевропейского масштаба – Международной автобусной неделе в Ницце и в XV Международном туристическом ралли, также проводимом на Лазурном берегу Франции. В ту пору в мире еще не было принято строить настолько комфортабельные и технически совершенные автобусы для массовых перевозок, какой приготовили во Львове. С крупнейшего мирового автобусного форума “Україна-67” вернулась с целой коллекцией наград
И это при том, что конкуренция в Ницце в тот год была необычайно острой: среди 133-х автобусов со всего мира были очень удачные модели производителей с мировым именем.
На своих концептуальных моделях львовские конструкторы обкатывали новые технические идеи и стилистику кузова
Интересно, что успех львовских концептов не ограничился завоеванными трофеями на форумах в Ницце. Многое из опробованного на них было впоследствии реализовано на серийных машинах, например, использование мощного силового агрегата с V-образной восьмеркой, пневматическая трансмиссия, элементы оформления интерьера.
Читайте также: Купить ЛуАЗ-969 с консервации: мечта или реальность