Едва ли не каждый автовладелец хоть раз в жизни сталкивался с проблемой недолива топлива. Ведь для владельца заправки это самый простой способ получить дополнительную, не задекларированную прибыль. Эксперты Института потребительских экспертиз проверили, действительно ли сейчас существует проблема с недоливом наиболее популярного бензина А 95 в сетях украинских АЗС.
Контрольные образцы были отобраны в сетях премиальных брендов (ОККО, WOG, UPG, KLO, PARALLEL), а также в сетях, позиционирующих себя как дискаунтеры (УКРНАФТА, BVS, БРСМ-НАФТА, ANP, MANGO, MARSHALL, PIT LANE). И напоследок, для контраста, замеряли точность отпуска на одной из нелегальных "бочек".
Далее образцы были доставлены в аккредитованную лабораторию на проверку. Результаты оказались достаточно интересными.
Также интересно экспертиза бензина А-95
Сначала немного о "природе" недолива. Для нечестных продавцов это может быть поставленный на поток весьма прибыльный и постоянный процесс. Схема здесь довольно простая. Либо сама колонка калибруется с погрешностью на недолив (законодательство разрешает погрешность до 0,5%, а установить могут любую), либо устанавливается специальный "жучок", который фальсифицирует показатели налива как на самой колонке, так и в кассовой системе.
Причем такие устройства могут приводиться в действие и отключаться мобильным телефоном и обнаружить их практически невозможно. Мотивации у мошенников хоть отбавляй, поскольку в зависимости от пролива, такая схема может приносить до миллиона гривен в год с одной АЗС!
Или же другая ситуация, когда таким образом руководство каждой конкретно АЗС пытается компенсировать потери на логистике. Как известно, отгрузка топлива с нефтебазы осуществляется в килограммах, а прием в резервуар АЗС – в литрах. Поэтому некоторые особо хитрые водители бензовозов просто ждут, пока цистерна нагреется на солнце. Когда температура топлива поднимается, количество килограммов не меняется, а количество литров увеличивается примерно на 5-7% от первоначального объема. После этого водитель бензовоза направляется на нужную АЗС и спокойно сливает топливо в объеме, который соответствует температуре топлива при отгрузке. Излишки остаются в баке бензовоза, и потом становятся собственностью водителя – профит.
В свою очередь, руководители АЗС хотят ликвидировать недостачу и недоливом клиентам компенсируют фактически недополученный объем горючего. Ситуация достаточно распространенная, и сети о ней знают. Пытаются бороться, например, устанавливая контрольно-измерительное оборудование в резервуары, но не всегда это решает проблему.
Кстати к чему приведет повышение налогов на топливо
Итак, образцы бензина А-95, приобретенных на АЗС, измерили в лаборатории мерным цилиндром, и пересчитали плотность. Далее по специальной формуле специалисты привели объемы к температуре, при которой пробы отбирались на АЗС. Таким образом, было определено, что в семи (!) из тринадцати проверенных сетей недолив составлял более, чем 0,5%. В некоторых случаях – намного больше.
Результаты эксперты разделили на две зоны – зеленую и красную. В первую попали сети, в которых был зафиксирован допустимый недолив (напомним, закон позволяет до 0,5%) или (и не это шутка!), перелив. Во вторую – соответственно АЗС, где заправили меньше горючего, чем было оплачено.
В частности, государственная сеть УКРНАФТА оказалась единственной, в которой зафиксирован перелив, на 0,4%. То есть по факту, по цене стелы этой сети, получается дополнительная скидка 21 коп./литр.
Вроде мелочь, но приятно. Второе место – у компании WOG. И хотя здесь и не дарят ничего, но недолив составил всего 0,05%, то есть 3 копейки на литре. Зная, как современные компании относятся к своей экономике, можно предположить, что это и есть точная стоимость капель, которые выпадают из пистолета, пока клиент несет его к баку. Минимальные значения выявлены также у столичной KLO и восточноукраинской сети PARALLEL, по 0,15% или 8 коп./литр. Уложились в нормативы и другие лидеры рынка – ОККО и UPG, но отрыв в два раза больше, чем у конкурентов, соответственно, 14 и 16 коп./литр.
У аутсайдеров картина гораздо печальнее. АЗС сетей BVS, БРСМ-НАФТА, ANP, MANGO, MARSHALL, PIT LANE не доливают своим клиентам больше, чем разрешенные 0,5%. Впрочем, рекордсменом прогнозируемо оказалась нелегальная "бочка", на которой залили меньше почти на 5 процентов, или 2 гривны 30 коп! А на втором месте, довольно неожиданно, оказалась полтавская BVS, в которой клиенты не дополучат 4,4% оплаченного бензина, или 2 гривны 24 копейки на литре. У остальных участников недолив составил в диапазоне от 1 до 2-х процентов, в пересчете от 55 копеек до гривны на литре бензина.
АЗС |
Фактический отпуск, см3 |
% недолива |
Стоимость 1 литра топлива, грн |
Стоимость недолива, грн./литр |
WOG |
1999 |
0,05 |
56,99 |
0,03 |
ОККО |
1995 |
0,25 |
56,99 |
0,14 |
UPG |
1994 |
0,3 |
52,90 |
0,16 |
KLO |
1997 |
0,15 |
54,49 |
0,08 |
ПАРАЛЛЕЛЬ |
1997 |
0,15 |
53,99 |
0,08 |
УКРНАФТА |
2008 |
+0,4 |
51,90 |
-0,21 |
ANP |
1960 |
2 |
52,80 |
1,06 |
МАНГО |
1970 |
1,5 |
49,95 |
0,75 |
БРСМ-НАФТА |
1979 |
1,05 |
50,79 |
0,53 |
МАРШАЛЛ |
1971 |
1,45 |
53,90 |
0,78 |
BVS |
1912 |
4,4 |
50,99 |
2,24 |
PIT LINE |
1982 |
0,9 |
50,00 |
0,45 |
Нелегальная АЗС (бочка) |
1905 |
4,75 |
48,50 |
2,30 |
Как отметил директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец, "можно предположить, что в некоторых сетях дискаунтеров недолив де-факто стал бизнес-моделью, чтобы показать более низкую цену на потолке. Если посчитать фактическую стоимость литра: от цены топ-сетей вычесть персональную скидку клиентов, а к цене определенных дискаунтеров добавить стоимость недолива, то разница составит всего 1.5-2 гривны". Вместе с тем, надо учитывать и качество топлива.
Экспертами Института неоднократно фиксировались серьезные нарушения стандартов качества именно в тех сетях, которые на этот раз попали в антирейтинг точности налива.