Автовладельцы разделились на тех, кто прогревает двигатель, и тех, кто нет. Между тем, есть еще один повод для дискуссий – надо ли прогревать автоматическую трансмиссию в мороз?
По мнению инженеров, картина с прогревом коробок-”автоматов” более четкая, чем с прогревом двигателей. Да, автоматических трансмиссий есть несколько видов, но относительно каждой есть четкий ответ относительно прогрева. Давайте разбираться.
Рабочей температуры масло в трансмиссии достигает значительно позже, чем двигатель
Для начала два теоретических замечания. Во-первых, в отличие от двигателя, прогрев трансмиссии имеет в виду прежде всего прогрев масла. А во-вторых, прогретый двигатель отнюдь не означает прогретую коробку передач, поскольку теплообмен между этими агрегатами ограничен. Итак, применительно к каждому виду автоматической трансмиссии рекомендации будут таковы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: АКП против вариатора CVT: что лучше
Классический “автомат” с гидротрансформатором в мороз прогревать нужно. Смазка (точнее, рабочая жидкость) АКП не только смазывает пары трения, но и служит рабочим телом в системе гидроприводов коробки-”автомата”. Когда смазка холодная, эта гидравлика работает нештатно: пакеты фрикционов остаются полусжатыми, из-за чего могут пробуксовывать, а это – не только неадекватное движение машины, но и преждевременный износ агрегата.
В классических гидромеханических АКП смазка выполняет несколько функций, часть которых нельзя реализовать при низкой температуре
Самый простой способ прогреть АКП в мороз – постоять минутку с селектором в положении D или R при нажатой педали тормоза. Масло в таком случае будет перемешиваться в гидротрансформаторе, от чего будет разогреваться само и будет нагревать двигатель за счет дополнительной нагрузки.
Бесступенчатые трансмиссии также обязательно надо прогревать в морозную погоду. Один из ключевых компонентов вариатора – его специальное масло, которое имеет узкий температурный диапазон работы: 60 – 90оС. Поэтому для сохранения ремня и шкивов вариатора надо перед нагрузками прогреть агрегат. Интересно, что при работе машины на месте вариатор прогревается очень медленно, лучше прогревать его в движении. Первые несколько километров в мороз ехать нужно плавно и без ускорений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: DSG против АКП: что лучше
Вариатор окончательно прогревается только через 15 – 20 минут после полного прогрева двигателя – и только тогда можно начинать ехать активно, с ускорениями и замедлениями.
Вариаторная трансмиссия CVT работает в масляной ванне. Это смазка с особыми качествами и с узким температурным диапазоном, поэтому ей нужен прогрев
Коробки-роботы любой системы специального прогрева не требуют, поскольку внутри они не что иное, как обычная механическая коробка. Даже при работе двигателя на холостом ходу и в нейтральном положении селектора валы коробки вращаются, разогревая холодное масло, чего вполне достаточно для определенного повышения температуры. Не составляют исключения и преселективные АКП типа DSG, гидравлический блок которых разогревается после пуска двигателя собственным насосом.
Роботизированные автоматические коробки по сути мало отличаются от обычной механики, поэтому не требуют прогрева морозным утром
К счастью, морозы в нашей стране нечасты и не слишком злы, что и расслабляет водителей в плане прогрева трансмиссии. На самом деле, если этого не делать и сразу отправляться в путь, мгновенных неприятностей не будет. Но ресурс агрегатов в целом будет сокращаться, и если это для вас имеет значение, не стоит пренебрегать вышеприведенными рекомендациями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сохранить вариатор в автомобиле: 5 мифов о CVT