У конструкторов военной техники особые критерии проектирования, и часто они не думают о вещах, которые беспокоят создателей гражданских машин. На примере нескольких образцов мы покажем, какими нестандартными бывают инженерные решения.
Транспорту для армии мало важны такие вещи как дизайн, долговечность, экономичность и тому подобное. Логика войны иная: машина, которая может в любой день и час погибнуть в бою, должна хорошо выполнять свою основную миссию, остальное – на втором и на третьем плане. Поэтому не удивляйтесь, что у некоторых военных транспортных средств такой неожиданный вид.
Французский многоцелевой автомобиль Laffly во всех версиях имел двигатель, вынесенный далеко вперед за переднюю ось. Такова была расплата за привод 6х6 и 4х4 и полностью независимую подвеску, хорошо приспособленную к бездорожью. Но на том же бездорожье невероятно длинный нос был приговором для вездехода – он цеплялся радиатором за каждый бугор. Однако, проблему решили по-солдатски прямо: под радиатором приделали небольшие колеса, которые проворачиваясь при касании грунта, не давали машине зависнуть. Получилось пусть не очень эстетично, однако лишь в версии 6х6 выпустили более 400 машин – и сомнительный дизайн не мешал им таскать 105-миллиметровые пушки по дорогам Второй мировой.
Читайте также: Необычные автомобили Второй мировой войны
Эта тележка с моторчиком такая страшная из-за того, что она ... складная. Машинка сворачивалась в компактный “чемодан” размером 3,15х0,5х0,9 метра, из которого раскладывалась обратно в автомобиль менее чем за минуту. Британцы сделали этот трансформер для десантных войск, он имел полноценную мягкую подвеску колес (независимую!), бензиновый 0,650-литровый двигатель от мотоцикла и мог перевозить четырех человек. Выпущена машина была лишь небольшой серией.
Могучий восьмиколесный тяжеловоз создавался на Минском автозаводе как носитель баллистических ракет. Поэтому он сразу получил кабину, разрезанную пополам по центральной оси симметрии: в широкую “просеку” посередине прекрасно ложится нос 12-метровой ракеты. В течение нескольких десятилетий конвейерной жизни "Урагана" создано множество его версий и модификаций, официально машина до сих пор не снята с производства. Автомобиль имеет 12-цилиндровый дизель (между прочим, родственник легендарной “тридцатьчетверки”) мощностью 525 л.с., девятнадцать карданов и автоматическую трансмиссию 8х8.
Еще одно по-военному прямое и бесхитростное решение принадлежит итальянцам. Чтобы повысить проходимость армейского грузовика на песчаных дорогах и слабых грунтах, конструкторы применили большие колеса. На самом деле грузовик был не такой уж и простой. У него был привод на все четыре колеса, причем все четыре были управляемыми, а передние еще и имели независимую подвеску! Было построено около 3000 машин, которые в основном использовались на африканском театре боевых действий. Недаром же у модели было собственное имя Autocarro Sahariano – то есть “сахарский автомобиль”.
Уникальный по своим качествам автомобиль (производился в Украине!) присутствует в зарубежных энциклопедиях армейской техники, хотя в “родной” Советской Армии о нем знали даже далеко не все офицеры. Машина не то чтобы была очень секретной, да и тираж выпуска был немаленький – около 8000 экземпляров, но в мирное время в армии она использовалась мало. Многое объясняет ее название: ТПК расшифровывается как транспортер переднего края, то есть машина должна была работать прямо под огнем врага.
Читайте также: Купить ЛуАЗ с консервации: мечта или реальность
Поэтому для лучшей маскировки водитель транспортера мог управлять машиной лежа за опущенным рулем. Но главное даже не это – ТПК с его приводом 4х4, блокировкой дифа, “ползущей” передачей и тяговитым двигателем имеет чрезвычайно высокую проходимость. А еще ТПК умеет плавать и имеет для этого соответствующее оборудование вплоть до трюмного насоса.
Это удивительное устройство – тягач-перевозчик танков, и отчасти этот факт объясняет наличие двух кабин. В передней ездил водитель с помощником, в задней – оператор лебедки, с помощью которой вытаскивали или транспортировали танк. Конструкторы экспериментировали с приводом и рулевым управлением. Инженеры фирмы Albion испытывали приводы 8х8 и 8х6 и различные схемы управляемых колес: поворачивались влево-вправо или четыре передние колеса, или пара передних и пара задних. Всего сделали два тягача, на которых дело и остановилось. Советские ветераны Второй мировой вспоминают, что британские танки были не столь хороши, чтобы тратить средства на их эвакуацию с поля боя и ремонт – и наверное, сами англичане в конце концов об этом догадались.
Рекомендуем: довольно экзотическая вещь, армейский грузовик, который одновременно и амфибия. Обратите внимание – это не транспортер и не спецтехника, а именно грузовик, который научили хорошо плавать. Но несколько несвойственных для грузовиков особенностей здесь все-таки есть. Во-первых, это схема расположения колес и их независимая подвеска, да еще и на фоне полного привода: даешь 6х6! Во-вторых, вместо двери в кабине “Альбиона” есть люки в крыше, через которые водитель с напарником занимают места и эвакуируются в случае опасности. Понятно, что герметизировать расположенные в бортах двери гораздо труднее, чем люки в потолке. Грузовик-амфибия выпущен серией более 1600 штук и стоял на вооружении пяти стран мира.
Итак, может эти и другие армейские автомобили кажутся нам странными внешне и конструкционно. Но можно понять, что вся эта экзотика оправдана главным: они могут хорошо выполнять то, чего ждут от них генералы и рядовые солдаты.
Читайте также: Что общего у ЛуАЗ и Hummer