Водители такси в Союзе были особой кастой, нечто вроде династий гондольеров в Венеции. В чем причина такого не совсем понятного явления?
При том, что профессия шофера не была в СССР особенно престижной, водители такси стоят особняком – слишком уж их труд отличался от типичной для социализма модели занятости. Сегодня можно сказать, что в их работе было много элементов рыночной экономики. Смотрите сами.
Основным автомобилем такси в 1960 – 1990 гг. Были "Волги" ГАЗ-21 и ГАЗ-24 (на фото): просторные, комфортабельные, выносливые и ремонтопригодные
Во-первых, таксист в течение дня чувствовал себя если не свободным охотником, то вольной птицей: сам искал клиентов, сам договаривался с ними, сам определял маршрут. Впрочем, на некоторых машинах использовались рации системы “Лён”, подобные тем, которые ставили на РАФах “Скорой помощи”. Клиент мог, дозвонившись на стационарный телефон диспетчеру, заказать машину на дом или в нужное место.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Для чего в СССР бензин сливали в лесополосы
Во-вторых, государство (в лице начальника автоколонны в АТП) весьма приблизительно могло контролировать его бухгалтерию: кого подвез, куда и за сколько – проверить было очень трудно. И никто и не пытался, главное, чтобы сданная после смены касса отвечала плану. В-третьих, все понимали, что заработок советского таксиста по-настоящему зависит только от него самого – а это уже похоже на какое-то свободное предпринимательство.
Большинство населения пользовалось такси только по большой необходимости: для поездки на вокзал/с вокзала, в театр, на праздник к друзьям и т.д.
Была еще одна причина, по которой профессиональные водители охотно шли в такси – возможность ежедневно управлять одним из самых комфортабельных отечественных автомобилей – “Волгой”. Недаром у нас до сих пор живо выражение: "Он ездит, как таксист" – то есть, на грани фола, быстро, дерзко и беспощадно к автомобилю. Это объяснялось не только шумахерскими манерами некоторых водителей, но и тем, что машина была не своя, а "казенная". Правда, это в большей степени касалось крупных городов, где в таксопарках регулярно получали новые машины.
Кстати, по нормам того времени "Волга" ГАЗ-24 служила в такси всего два года. А потом ее списывали – и кто-то из счастливчиков-водителей мог выкупить ее по остаточной цене.
Заработать дополнительные деньги советский таксист мог благодаря нескольким особым приемам. Которые были, мягко говоря, не очень законными:
Для работы в такси выпускалась особая версия «Волги» (на фото) и "Москвича": со счетчиком и сиденьями из кожезаменителя. Некоторые машины комплектовались рациями системы “Лен”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Засекреченная "Волга": история машин-"доганялок" КГБ
Такси ждали пассажиров на специальных стоянках – у вокзалов, аэропортов, в центре города. Вызвать машину домой можно было по телефону через диспетчера
Наконец, лишние деньги таксисту нередко доставались от пассажиров, настроенных по-гусарски: "Шеф, два счетчика! На Крещатик! (Артема, площадь Рынок, Сумскую, Дерибасовскую, Лелековку – в зависимости от города) "
Это было довольно распространенное явление, поскольку таксомотор в советское время считался атрибутом красивой жизни и просто провоцировал некоторых граждан на подобный кураж.
Справедливости ради надо сказать, что несмотря на многочисленные внешние преимущества, работать в такси стремились не все водители, даже опытные. Такая работа требовала определенного состояния души и коммерческих способностей, чем в ту пору мог похвастаться далеко не каждый гражданин.
Обслуживание и ремонт в государственных таксопарках (а других тогда и не было) было поставлено на научную основу
Кроме того, таксисту приходилось решать немало организационных вопросов и брать на себя немало накладных расходов. Так, поскольку в таксопарках все понимали объем доходов водителей, с них пытались взять деньги все, кто только мог. Слесари на ремонтном участке, кладовщик на складе запчастей, девушки на мойке, начальник колонны при выделении комплекта резины и новой машины ... Все эти проблемы, конечно, решались, но не всем водителям такая специфика работы нравилась.
Собственно, у каждого времени свои особенности, и водительской профессии это тоже также касается. Возможно, подробности работы водителей наших сегодняшних сервисов такси через полвека тоже покажутся кому-то очень странными ...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему из VW сделали Porsche 911, а из "Запорожца" – нет