Увидеть самую дешевую в Украине машину просто – нужно посетить ближайшую разборку, куда часто “экспонаты” попадают своим ходом. А как насчет всемирного масштаба? Журналисты "Авто24" полдня листали электронные каталоги в поисках самого дешевого автомобиля в мире.
Наше внимание к самой дешевой машине в мире – не просто так. Ведь у многих есть надежда, что есть где-то счастливые края, где из-за местных особенностей настоящий автомобиль стоит дешево. Сразу скажем: и такие края есть, и цены смешные существуют, однако машинами эти продукты можно назвать только с определенными условностями.
Хотя так было не всегда, и даже Украина когда-то могла похвастаться своим реальным претендентом на звание самого доступного автомобиля в мире.
Читайте также: Самые надежные б/у авто в Украине.
Законы физики и общества обмануть трудно: если автомобиль самый дешевый, то он или не автомобиль, или же не самый дешевый. Если вам интересно, об этом можно немного подробнее.
Как можно удешевить машину
Более дешевого пассажирского транспорта на четырех колесах нам найти не удалось. Это Индия с ее транспортной спецификой и соответствующими особенностями рынка. В зависимости от колебаний курса рупии и места покупки Bajaj Oute стоит 3000 – 3800 тыс. долларов.
Самый дешевый на сегодня серийный автомобиль Bajaj Oute на самом деле не совсем автомобиль: чтобы обойти требования безопасности, официально его объявили мотоколяской.
Формально это не автомобиль, а мотоколяска, для него и термин изобрели свой – квадрицикл. И даже на родине в Индии с большим скрипом разрешили эксплуатировать Qute частным владельцам на дорогах общего пользования.
Компания Bajaj на самом деле один из мировых лидеров моторынка и известный производитель тук-туков – трехколесных моторикш. Именно его и напоминает в плане конструкции самый дешевый в мире четырехколесный транспорт. 216-кубовый моторчик (11 – 13 л.с.) сзади, там же 5-ступенчатая трансмиссия и ведущие колеса. Над ними и чуть ближе к переду – диванчик для двух пассажиров, еще двое должны плечом к плечу поместиться рядом с передними 12-дюймовыми колесиками.
Чтобы не говорили чиновники, Bajaj Oute имеет все, что должно быть у хрестоматийного автомобиля: 4 колеса, мотор, сиденье, крыша, руль и возможность двигаться в направлении, заданном водителем.
Несущая конструкция машинки – металлический каркас. Обвес кузова отчасти тоже из металла, отчасти – из пластика. Бензобак или газовый баллон (есть чисто газовая версия модели, CNG) помещены под передними сиденьями, над ногами пассажира подвешены запаска и домкрат. Это так потому, что в микроскопическом багажнике эти предметы не поместились бы.
Читайте также: Как сделать квадроцикл своими руками
Максимальная скорость ограничена на 70 км/ч, поскольку со всеми видами безопасности у этой 4-колесной моторикши, сами понимаете, не все хорошо. Но производитель по-честному предупреждает: это не машина, это мотоколяска для города, поэтому автомобильной безопасности мы не гарантируем.
Вся конструкция Bajaj Oute подчинена снижению себестоимости. Поэтому и удалось сделать сверхдешевую машину достаточно надежной и практичной.
Машинка имеет определенный успех уже почти десять лет, причем не только на родине. А в самой Индии ее сначала разрешили использовать исключительно в коммерческих целях, взамен трехколесным тук-тукам, в надежде улучшить безопасность пассажиров такси. И только в январе этого года государство разрешило использовать этого малыша в частных целях.
Тот, кто более-менее в теме, знает, что Индия – вообще территория самого дешевого частного транспорта. Помимо квадрицикла Bajaj Oute в этой стране выпускается целая когорта очень дешевых автомобилей: Maruti Alto 800 ($3800), Datsun Redi-Go (3900$), Renault Kwid $5000 и т.д.
Одним из первых таких специально созданных супербюджетников была машинка Tata Nano. Ее задумали как альтернативу мотоциклам и мопедам, которые в бесчисленном количестве заполняют улицы индийских городов. Подчеркиваем – машину пытались создать не как самую маленькую, а как самую дешевую. Так или иначе, Nano вмещает четыре человека, имеет двигатель (33 л.с.) сзади, собственную массу 580 кг и "максималку" под 100 км/ч.
Как ни старались инженеры и маркетологи Tata, суперпопулярной самая дешевая в мире машина не стала: массовый потребитель не хотел отказываться от элементарных удобств.
Журналист "Авто24" имел возможность познакомиться с Tata Nano, и впечатления, честно говоря, не очень. Внутри – сплошной грубый пластик, сиденья не двигаются, потому что приварены к полу, в целом отделка интерьера напоминает детский электрический автомобильчик. Правда, критической тесноты не чувствуется, эргономика продумана, и с обзорностью из-за руля дела неплохи.
В базовой версии за $2500 у машины нет ни отопления, ни элементарной принудительной вентиляции салона. Нет даже уплотнителей дверей. Да, можно сказать, что на мотоцикле с комфортом дела обстоят еще хуже, но индийский потребитель этого не оценил: выбирая автомобиль, покупатель хотел получить автомобиль, а не антимотоцикл. После ажиотажа первых месяцев продажи упали, и ожидаемого спроса машинка так и не получила.
В сеердине нулевых лет наша “Таврия” вполне могла претендовать на звание самой дешевой машины мира. Из-за особенностей экономики того времени и внутренней рыночной ситуации ЗАЗ-1102 в переводе на валюту стоила около 2700 долларов. За эти деньги можно было получить только базовую комплектацию, но в ней было все, что имел тогда любой типичный автомобиль.
Одной из самых дешевых машин в мире Таврия стала случайно: бесплатные конструкция и технологии, низкий спрос, курс валют в середине 2000-х привели к низкой цене в долларах.
При этом конструкция еще не была устаревшей, а качество "Таврии" накануне было значительно улучшено благодаря приходу на ЗАЗ корпорации Daewoo Motors вместе с ее стандартами качества. Недаром название модели 1102 было изменено на “Таврия Нова”. Впоследствии экономическая ситуация изменилась, и “Таврии”, получив новые усовершенствования, получили и новые цены – от $3500 и выше.
С этим миниатюрным китайским электромобильчиком действительно интересный случай. На самом деле он никак не самый дешевый и в Европе цена его начинается от 15 470 евро.
Из-за государственных дотаций малоизвестный электромобильчик оказался супердоступным. Но провозглашенные 700 евро дают право владеть им всего 2 года.
Но в Германии это авто можно получить только в лизинг, оформив договор на 2 года. Первый взнос 4500 евро, но его полностью покрывает государственная субсидия на электромобили. Остается только вносить ежемесячный платеж – 29 евро для юридических лиц и 78 евро – для физических. Таким образом, за два года выйдет соответственно 696 или 1872 евро. Единственная оговорка – в год нельзя наездить более 10 000 км; если лимит будет превышен, пользователь доплатит оговоренную сумму.
Если вы решите, что вам нужен самый дешевый автомобиль из всех доступных, наш совет: в условиях Украины выбирайте на самый "крутой", а самый целый. То есть в максимально лучшем техническом состоянии. И не экзотический, а такой, к которому вы сможете найти запчасти – а они вам точно понадобятся.
Читайте также: Почему "Запорожец" лучше иномарок