В сотый раз пересказывать историю создания первой украинской легковушки мы здесь не будем. Мы предложим нечто более интересное – взгляд на ЗАЗ-965 глазами современных экспертов-технарей и аналитиков рынка.
Сначала просто напомним: ЗАЗ-965 “Запорожец” создавался по заказу “партии и правительства” как часть программы по автомобилизации страны в первое послевоенное десятилетие. Проектируемый автомобиль, в 1955 - 1959 гг. еще не имевший украинского названия, должен был стать самым доступным для населения. Но советские реалии внесли существенные коррективы в концепцию “народного авто”, в результате чего родился во многом уникальный для мирового автопрома автомобиль. С дистанции более чем полувека мы понимаем, насколько интересной была эта модель.
Читайте также: Тюнинг «Запорожцев»: вчера и сегодня
Удачная конструкция. Над созданием этого автомобильчика не зря трудились целый научно-исследовательский институт и КБ двух автозаводов. С инженерной точки зрения автомобиль выглядит рациональным и технологичным. Компактный блок силового агрегата (мотор, КПП, главная передача и полуоси к задним колесам) висит в корме машины, загружая ведущие колеса для лучшей проходимости.
Компоновка первого “Запорожца” была рациональнее большинства зарубежных аналогов. Кроме того, в машину был заложен непривычно большой для такого класса ресурс
Двигатель автомобиля “Запорожець” ЗАЗ 965 имеет несложную систему воздушного охлаждения и благодаря компоновке V4 малую длину, что важно для заднемоторной схемы. Передняя подвеска торсионного типа минимально нагружает передок кузова, что позволило облегчить переднюю часть. Кузов сварен из нескольких крупных отштампованных панелей, он вышел прочным и технологичным по сравнению с зарубежными конкурентами. О прямом копировании с какой-либо зарубежной модели при этом говорить не стоит. Хотя бы потому, что у Fiat 600, которому приписывают роль прототипа для клонирования, была совершенно другая передняя подвеска и рулевое управление, иные схема двигателя и его тип.
Качество было не самой сильной стороной ЗАЗ-965. Например, двигатель потел маслом, загрязнялся и в итоге часто перегревался
Неудачное исполнение. Несмотря на удачную конструкцию, сделать из «Запорожца» идеальную машину производственники не смогли. Качество многих деталей и сборки оставляло желать лучшего – отсюда и пошла молва о том, что «Запорожец», дескать никуда не годится. А между тем, удачно собранные экземпляры служили владельцам верой и правдой на протяжении многих и многих лет.
Читайте также: Закон про ретро: зачем нужен и что решает
Вместительный. Вопреки расхожему мнению, первый «Запорожец» не был тесным автомобилем. По меркам своего класса ЗАЗик был самым просторным – мало того, что вмещал четыре взрослых человека, так еще и перевозил их с завидным комфортом. Так, все четыре места были полноценными, в отличие от многих конкурентов, у которых задние места на деле были детскими. Длина салона у «Запорожца» была самой большой в классе: 1,840 м против средней цифры 1,767 м у конкурентов. При этом по внешнему габариту ЗАЗ (3,330 м) был короче многих менее вместительных аналогов.
Свидетельство высокого уровня проектирования “Запорожца”: при меньших габаритах он вместительнее всех конкурентов своего времени
Богатый. Парадоксально, но советский автомобиль для бедных был укомплектован богаче всех зарубежных конкурентов. Уже в базовой комплектации его оснащали отопителем (автономным!), опускающимися (а не сдвижными или откидными) дверными стеклами и поворотными форточками, электрическими дворниками. Под капотом скрывался полноценный 4-цилиндровый двигатель – только у одного из конкурентов был подобный, у остальных же – примитивные мотоциклетного типа моторчики.
В заботливых руках членов львовского клуба “ЗАЗ-Козак” “горбатые” демонстрируют чудеса долголетия и могут доехать хоть на край света. Например, на мыс Нордкап
По энерговооруженности (соотношение мощности и массы машины) первый «Запорожец» был лучшим в классе: 35 – 31 кг/л.с. Маленькая машина имела взрослую ходовую часть с металлическими (а не резиновыми, как у некоторых европейцев) упругими элементами и большими 13-дюймовыми колесами. Наконец, все элементы и системы ЗАЗ-965 делались с расчетом на длительный срок эксплуатации, в то время как в Европе подобные малыши старались максимально упростить и облегчить, экономя на долговечности.
По энерговооруженности ЗАЗ-965 давал фору всем современным одноклассникам, особенно просле рестайлингов 1962 и 1965 гг.
Нераскрученный. Самое слабое место «горбатого» - отсутствие правильного пиара. Из-за низкой потребительской культуры советского общества современники не воспринимали «Запик» иначе как с иронией, считая его недоавтомобилем по сравнению с более крупными «Победами», «Волгами» и «Москвичами». А ведь «Запорожец» был по всем показателям намного выше критериев своего класса, но никто не объяснял этого публике.
Несмотря на отсутствие грамотного продвижения, “Запорожец” пользовался устойчивым спросом, в том числе в Европе. За 9 лет выпустили 316 713 экземпляров
Тем не менее, этот интересный во всех смыслах автомобиль был востребован и по достоинству оценен потребителем. Ну а время добавило ему ностальгического шарма и сделало предметом поклонения, причем не только в кругах автомобильных фанов.
Читайте также: Почему "Запорожец" лучше иномарок