В феврале 2023 года более 100 тыс. т импортируемого в Украину дизельного топлива может иметь российское происхождение. Такое мнение на своей странице в соцсети высказал директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
Читайте также: Оптовые цены на топливо продолжают уменьшаться
Он отмечает, что с начала года бензин и дизтопливо на украинских АЗС потеряли 4-5 грн. на литре, или 8-10%. Но чемпионом является сжиженный газ, подешевевший тоже на 5 грн, но это составляет 20%.
«Это удешевление автогаза происходит преимущественно благодаря увеличению доли… российского ресурса. Он идет не напрямую, на нем не написано, что он, но это так. Импортируется под видом «польских», «литовских» и «латвийских» миксов, иногда даже с благородными евросертификатами», – решил эксперт.
При этом он считает, что если автогаз начал поставляться по такой схеме с осени прошлого года, то дождались и дизеля. Так, на прошлой неделе для оформления поступил или албанский, или египетский груз.
«Думаю, скоро поступит марокканский, алжирский или тунисский… Эти страны – новые неожиданные экспортеры дизтоплива, в большинстве своем не имеющие своей нефтепереработки. А откуда тогда продукт? Из России. Именно эти страны начали принимать это горючее после европейского эмбарго на российские нефтепродукты, которое вступило в силу 5 февраля», — рассуждает специалист.
Отдельная тема, по словам Куюна, – Турция, импортирующая и российскую нефть, и российские нефтепродукты.
«Трейдеры говорят, что сильно там не заморачиваются – на морских терминалах «перебивают» паспорта, и это горючее превращается в турецкое, то есть неподсанкционное… В феврале «турецкого» горючего было 50 тыс. т, или 10% общего импорта», — отмечает. Куюн.
Кроме того, еще было импортировано 50 тыс. т индийского дизтоплива. Оно тоже уходит из турецких портов.
«Но если в те порты поставляется также сотни тысяч тонн российского ресурса, как выяснить, что в конце концов приехало к нам? Как отследить, сколько того индийского топлива пришло и вышло из Турции? Есть мнение, что с индийскими сертификатами оттуда выходит в несколько раз больше, чем заходит. То есть происхождение 20% нашего февральского импорта с турецких берегов находится под большим подозрением», — предполагает эксперт.
Такие поставки, по мнению эксперта, могут стать проблемой, поскольку создают нездоровую конкуренцию другим поставщикам и влияют на экономику в целом. Поэтому государственные структуры должны внедрить новые механизмы контроля за импортом и продажей нефтепродуктов.
«Строительство барьеров против российского горючего на нашей границе – новый вызов «топливному» фронту и государству в целом. Пока многие трейдеры пытаются воздерживаться от подозрительных партий и надеются на адекватные действия государства. Но если их не будет, причем в ближайшее время, кровавое горючее быстро затопит страну. Не потому, что кто хочет заработать. Просто с ним невозможно конкурировать», – резюмировал Сергей Куюн.