ФОТО: Erik Mclean с Unsplash|
Где лучше покупать кофе автомобилисту
Приближаются холода, то есть стартует кофейный сезон. Качество напитка зависит от объективных факторов: кофейного зерна, способа приготовления (вручную или из кофемашины), воды и прочее. Но также и от субъективных – если неправильно настроенная или грязная кофемашина, не настроенный помол, не стандартизированная вода, некачественное или неподходящей температуры молоко и т.д. Последние факторы могут испортить даже самый дорогой кофе.
Конкуренция на этом рынке очень плотная, причем стоит отметить, что сейчас самыми крупными «кофепойнтами» стали не только кафе и кофейни, а сетевые заведения: автозаправки или супермаркеты.
Также интересна экспертиза бензина А-95
Самыми популярными кофейными напитками остаются "американо" и "капучино", поэтому именно их и протестовали эксперты. Образцы были приобретены в национальных сетях, лидирующих в своих сегментах – среди заправок WOG и KLO, быстрого питания – McDonald`s и KFC, торговых сетей – АТБ и “Сильпо”, кофеен – “Горький” и “Арома кофе”. К исследованиям были привлечены специалисты Института продовольственных ресурсов Национальной академии аграрных наук Украины. Результаты оказались достаточно полярными.
Эксперты проверили физико-химические свойства напитков, а именно содержание крепости (в «американо») и время оседания пенки (для «капучино»). Также было проведено органолептическое оценивание дегустационной комиссией (крепость, аромат, вкус, консистенция).
Специалисты Института продовольственных ресурсов Национальной академии аграрных наук Украины. Фото ИСЭ
Экспертиза "Капучино"
Капучино – напиток, правильное приготовление которого требует качественных ингредиентов и отлаженного оборудования. В этом напитке вкусы кофе и молока не должны перебивать друг друга, а пенка должна быть однородной и эластичной. Полностью соответствовали таким характеристикам напитки, приобретенные на АЗС WOG, KLO и McDonald`s.
Рекордсменом по времени просадки пенки оказался «капучино» в WOG – 9 мин. 37 сек. Для контраста, наименьшее время показал напиток из автомата в торговой сети "Сильпо" – всего 1 минута, 17 секунд. Что касается вкусовых качеств, то и здесь в лидерах капучино из заправок WOG и KLO. В этих напитках чувствовалась синергия вкуса кофе и молока, оптимальное соотношение кофе к молоку как 1:4 и характерный аромат. Соответственно, и наибольшее количество общих баллов у WOG(17) и KLO(15).
Капучино – кофе со вспененным молоком. Фото с Unsplash
Меньше баллов в общем зачете у капучино Горький (8) и Сильпо (9). Эти напитки эксперты оценили невысоко из-за малой выраженности вкуса кофе, нарушения соотношения кофе к молоку (увеличение молока), а также из-за посторонних привкусов.
Результаты исследований "капучино", октябрь 2022 г.:
Образец |
Кофеин, бал |
Пенка, мин/сек/ балл |
Аромат, балл |
Вкус, балл |
В целом |
WOG |
5 |
9,37/5 |
4 |
3 |
17 |
KLO |
5 |
3,53/4 |
3 |
3 |
15 |
McDonald`s |
5 |
2,45/3 |
3 |
2 |
13 |
KFC |
4 |
2,59/3 |
2 |
1 |
10 |
АТБ |
5 |
2,09/3 |
3 |
1 |
12 |
Сильпо |
4 |
1,17/2 |
1 |
1 |
8 |
Горький |
3 |
1.59/2 |
2 |
2 |
9 |
Арома |
4 |
3, 33/3 |
3 |
3 |
13 |
Экспертиза "американо"
"Американо" гораздо проще в рецептуре и изготовлении, но также требует качественных ингредиентов и правильных машин. В «американо» должна чувствоваться крепость, аромат должен быть бархатный, с кофейно-молочным оттенком, гармоничный, а вкус сбалансированный.
Больше всего общих баллов получили образцы кофе, приобретенные на АЗС WOG – 35 баллов, вторую позицию разделили McDonald`s и "Арома кофе" (по 33 балла). На обратной шкале – образцы «американо», приобретенные в сетях АТБ и Сильпо (18 и 21 баллов соответственно). В этих напитках был зафиксирован слабый баланс кислотности, горечи и сладости.
Результаты исследований "американо", октябрь 2022 г.:
Образец |
Кофеин, бал |
Прочность, балл |
Аромат, балл |
Вкус, балл |
Консист., балл |
В целом |
WOG |
5 |
8 |
16 |
3 |
3 |
35 |
KLO |
5 |
8 |
1 3 |
2 |
3 |
30 |
McDonald`s |
5 |
7 |
15 |
3 |
3 |
33 |
KFC |
4 |
6 |
14 |
1 |
2 |
27 |
АТБ |
4 |
1 |
9 |
2 |
2 |
18 |
Сильпо |
4 |
3 |
11 |
1 |
2 |
21 |
Горький |
4 |
4 |
12 |
1 |
2 |
23 |
Арома |
4 |
8 |
1 5 |
3 |
3 |
33 |
Иногда автомобилист может выбирать кофе на одной локации: в фастфуде или на АЗС. Фото ИСЭ
Выводы
Конечно, у всех вкусы разные. Поэтому одним ценителям кофейных напитков может нравиться кофе на заправках, другим – в “маке” или кофейне. Однако это исследование показало, что по объективным показателям, которые оценивали специалисты, кофе на больших кружевных заправках обычно имеет хорошие качественные показатели. И этому существует объяснение. Большие сети АЗС, такие как WOG и крупнейшая столичная KLO, "наливают" миллионы чашек кофе в год, и это серьезная статья доходов сетей. Поэтому они комплектуются кофемашинами стоимостью среднего автомобиля, а также фокусируются на всех компонентах, влияющих на вкус готового напитка: стабильность поставок зерна, качество воды, техническое обслуживание кофейных мерседесов.
Кофейные аппараты на АЗС. Фото ИСЭ
К тому же автомобилисты – это разборчивая каста потребителей кофе, ведь именно они стали драйверами категории свежесваренного кофе, и де-факто сформировали новую культуру потребления, которая десять лет назад пришла на смену растворимому кофе.
Мировые сети фаст-фудов тоже неукоснительно следят за качеством, и у них конкуренция по предпочтениям потребителей. У торгового ритейла этот бизнес сопутствующий, поэтому компромисс выражен более контрастно – не слишком дорогие кофемашины, возможно, более дешевое кофейное зерно. В то же время, стоимость чашки кофе на АЗК и в других местах отличается буквально на несколько гривен.