
ФОТО: Фрипикс|
Электромобили и энергосистема Украины: действительно ли есть риск блэкаута
Украинскую энергосистему действительно проектировали десятилетия назад - когда основными потребителями были лампочки, телевизор и холодильник. Но даже с учетом нынешнего роста количества электрокаров, нагрузка на сеть остается минимальной. По данным Института исследований авторынка, реальный спрос украинского парка электромобилей на энергию составляет около 524 ГВт-ч в год, то есть лишь 0,6% от общего потребления электроэнергии в стране.
Кстати отмена льгот на электромобили с 2026 года может ударить по энергетической безопасности Украины
Когда и как заряжаются электромобили?
Электромобили не потребляют энергию равномерно - все зависит от способа зарядки. По данным IEA, gridX и Mobility Portal, 70–85% всех зарядных сессий в Европе приходится на домашнюю или офисную "медленную" зарядку с мощностью 2–3 кВт (иногда до 7–9 кВт).
В Украине ситуация похожая: 80–90% зарядок происходит дома, преимущественно ночью, когда действует сниженный тариф. То есть большинство электромобилей заряжаются именно в часы минимальной нагрузки на систему - тогда, когда энергетики даже снижают мощность из-за избытка генерации.
Скоростные зарядки (50–250 кВт) обеспечивают лишь небольшую долю дневных сессий. Каждая такая станция подключена через автоматику, которая не позволяет перегружать линии или подстанции.
Сколько это в процентах
Даже если количество электрокаров в Украине удвоится или утроится - до 600 тысяч авто, общее потребление вырастет лишь до 1,8–1,9% от всего объема электроэнергии. То есть - все еще не критично. Украинская генерация работает по принципу балансировки: если спрос растет, соответственно увеличивается и производство.
Прогноз до 2030 года
При нынешних темпах прироста (+50 тыс. авто ежегодно) к 2030 году в Украине может быть 450–500 тысяч электромобилей. Их потребность в энергии составит примерно 1,35 ТВт-ч в год - около 1,3% от генерации уровня 2023 года.
Основной вызов на перспективу - не производство электроэнергии, а локальная инфраструктура: способность городских подстанций и домовых сетей выдерживать массовую установку зарядных устройств. Это уже частично учитывается в новых строительных нормах и городских энергопланах.
Также интересно Как переход на EV меняет Украину
Мнение эксперта
"На сегодня электромобили не представляют угрозы для энергетической системы Украины, а их развитие предусмотрено стратегическими документами - Национальным планом по ВИЭ и Планом по энергетике и климату, с целью декарбонизации транспорта. В то же время важно заряжать авто ночью или в солнечные дни днем, когда есть избыток энергии, и избегать пиковых часов утром (8:00–11:00) и вечером (17:00–23:00)", - говорит Оксана Зуева, старший эксперт по открытым данным DiXi Group.
| Показатель | Значение | Источник / Примечание |
|---|---|---|
| Среднее потребление электромобиля летом | 16,8 кВт-ч / 100 км | Институт исследований авторынка |
| Среднее потребление зимой | 21,8 кВт-ч / 100 км | Институт исследований авторынка |
| Среднемесячное потребление (лето) | 34,7 ГВт-ч | Расчет на основе регистраций |
| Среднемесячное потребление (зима) | 45,0 ГВт-ч | - |
| Годовое потребление всего парка электромобилей | ≈524 ГВт-ч | ≈0,6% от общего потребления страны |
| Доля ночных домашних зарядок | 80–90% | IEA, gridX, Mobility Portal |
| Средняя мощность "медленной" зарядки | 2–3 кВт (до 7–9 кВт) | - |
| Доля быстрых зарядок (50–250 кВт) | <20% | - |
| Прогноз количества электромобилей до 2030 года | 450–500 тыс. | При +50 тыс. авто ежегодно |
| Ориентировочная потребность в энергии 2030 года | ≈1,35 ТВт-ч/год/год | ≈1,3% от генерации 2023 года |
Выводы
- Существующий парк электромобилей потребляет менее 1% от энергосистемы страны.
- Большинство заряжается ночью - когда спрос минимален.
- Даже резкий рост количества электрокаров не создаст риска блэкаутов.
- Настоящий вызов - развитие инфраструктуры зарядки и модернизация городских сетей.
Так что, электромобили - не угроза, а часть решения: они помогают сбалансировать потребление, стимулируют развитие "зеленой" генерации и уменьшают зависимость от топлива.