Водительские права в Украине менялись так часто, что понять, какие документы "старые", а какие "новые", не всегда могут даже опытные автомобилисты. Бывалые журналисты "Авто24" помогут вам вспомнить все.

Какие водительские права нужно менять – это самый значимый вопрос для всех, кто поднимает тему водительских удостоверений. Скажем сразу: по состоянию на 2018 г. замена старых водительских прав на новые в Украине не требуется.

Поскольку в 2013–м году Верховной Радой действующими объявлены все удостоверения, которые находятся на руках у граждан – и старые, и новые. Но отличия между ними все же есть, и о них стоит поговорить.

Итак, водительские удостоверения, действующие в Украине, и их особенности таковы:

Права советского образца

Водительские права старого образца, точнее, самого старого, причем и в масштабах Европы. В данном виде этот документ выдавался гражданам страны Советов с начала 1970-х, после ратификации государством Венской конвенции о дорожном движении. В середине 1980-х в некоторых регионах – в том числе и на территории УССР – эти права имели вид не книжечки, а двусторонней карточки того же формата, которую прямо в ГАИ часто ламинировали (услуга стоила 3 руб.).

Также интересно: Водительские права нового образца 2018: будем меняться?

Впрочем, сути документа это не меняет. Такие права безоговорочно действительны в Украине, кроме того, их признают некоторые другие страны – на основе взаимного признания водительских прав, действующих на их территориях.

Плюсы

  • Имеют неограниченный срок действия
  • Их не придется менять через какое-то время

Минусы

  • Не имеют дубляжа основных надписей латиницей
  • Для езды за рубежом как правило требуется дополнительно международное водительское удостоверение IDP

Форматы водительских прав в Украине менялись трижды, а пути к их получению – без особых изменений

Бумажные ламинированные права

Первые права независимой Украины отличались от предыдущих только языком – надписи на них были на украинском и частично латиницей. До 2011 г. это давало возможность без проблем ездить с ними за рубежом, но теперь эти права в чистом виде в большинстве стран не признают, поскольку в них не указан срок действия.

Плюсы

  • Имеют неограниченный срок действия
  • Имеют дубляж основных надписей латиницей

Минусы

  • Для езды за рубежом как правило требуется дополнительно международное водительское удостоверение IDP

Также интересно: Как зарегистрировать ГБО, чтобы не обманули

Пластиковые первой серии

Эти права появились в 2006 г. и несколько лет выдавались параллельно с заламинированными бумажными. Пластиковые документы частично соответствовали принятым в этом году поправкам к Венской конвенции, но для полного перехода на них давался пятилетний срок, которым Украина и воспользовалась.

Появившаяся недавно идея делать права с чипами осталась нереализованной, поскольку реальную пользу в этом усмотреть тяжело

Первый украинский “пластик” стоил дороже бумажных прав и поначалу выдавался только в МРЭО больших городов. И еще один нюанс: розовые пластиковые права оказались недолговечными, они быстро истирались, а фото на них уже через год мутнело и теряло детальность.

Плюси

  • Компактнее бумажных
  • Бессрочное действие
  • Частичное соответствие международным требованиям

Мінуси

  • Низкое качество исполнения
  • После 2011 года к ним требуется IDP для езды за рубежом

Также интересно: Категории водительских прав в Украине: что для чего

Пластиковые второй серии

Введенный в обиход в 2011 г., этот документ имел срок действия (строка 4b), поэтому стал полностью отвечать требованиям Венской конвенции о дорожном движении с поправками 2006 г.. Это дает возможность безпрепятственно ездить с ним в странах, присоединившихся к данному соглашению. Но к таким странам относятся далеко не все, даже не все европейские, в остальных снова-таки нужно оформлять удостоверение IDP. Интересно, что летом-осенью 2013 г. кратковременно действовало положение, по которому права этого типа имели срок действия 10-20-30 лет, в зависимости от категории. Но почти сразу вышло отменяющее его новое постановление, и срок действия вернули к 50 годам.

Плюсы

  • В большинстве своем имеют рекордно большой срок действия – до 50 лет
  • Действительны для управления автомобилем в 77-и странах (относящихся к Венской конвенции)

Минусы

  • Низкое качество исполнения
  • Для аренды автомобиля за рубежом прокатная контора может потребовать в добавок к этим правам IDP

В украинских правах в 2011 г. появились новые категории транспорта, как это и было предписано поправками 2006 г. к Венской конвенции

Пластиковые третьей серии

Такой вид документов выдают в сервисных центрах украинского МВД с мая 2014 г. по настоящее время. От предыдущего варианта эти права отличаются только цветовой гаммой и сроком действия (см. таблицу). В остальном два последних “пластика” одинаковы.

Плюсы

  • Действительны в 77-и странах мира (ратифицировавших Венскую конвенцию)

Минусы

  • Срок действия меньше, чем у предыдущих
  • Для аренды автомобиля за рубежом прокатная контора может потребовать в добавок к этим правам IDP

Типы водительских удостоверений в Украине

Тип документа (условное название)

Годы выдачи

Срок действия

Действие за рубежом

СССР “книжечка”

1971 - 1991

бессрочно

Только с IDP

Украина “ламинированные”

1992 - 2011

бессрочно

Только с IDP

Украина “пластик” 1-й серии “розовые”

2006 - 2011

бессрочно

Только с IDP

Украина “пластик” 2-й серии “розовые”

2011 - 2014

30 лет, 50 лет

Женевская конвенция – с IDP,

Венская конвенция – без

Украина “пластик” 3-й серии “синие”

С 2014 г.

30 лет

Женевская конвенция – с IDP,

Венская конвенция – без

Международное водительское удостоверение - International Driving Permit (IDP) – Венская конвенция

С 2011 г. (в Украине с 2017 г.)

3 года

Страны Венской конвенции (1968 г.), некоторые другие

Международное водительское удостоверение - International Driving Permit (IDP) – Женевская конвенция

С 1971 г.

1 год

Страны Женевской конвенции (1949 г.)

Международное водительское удостоверение

Этот тип документа - International Driving Permit (IDP) – достоин отдельной статьи. Здесь скажем только, что по сути это многоязычное приложение к национальным, “внутренним” правам. Благодаря тексту на нескольких языках и ограниченному сроку действия полицейские и чиновники чужих стран “верят” ему больше, чем одним только национальным правам.

Также важно, что существует два вида IDP – в формате Женевской конвенции (1949 г.) и в формате Венской конвенции (1968 г.). Соответственно, и использовать их нужно в странах, ратифицировавших или тот, или иной договор. О том, к какой версии относится конкретная “книжечка” IDP, можно понять по ее титульной странице, где указана дата принятия Соглашения, которому она соответствует – 19.09.1949 г. или 8.11.1968 г.

Также интересно: Водительские права международного образца 2018: правда и вымысел