ФОТО: GettyImages|
Почему течет люк в автомобиле
Тонкая стеклянная или металлическая панель посреди крыши, которую мы считаем люком, на самом деле лишь десятая часть того, чем она является на самом деле. Чтобы иметь в спецификации желанную многими владельцами строку "люк в крыше", автомобиль обрастает массой дополнительного оборудования, скрытого под обивкой.
Часто водитель замечает протекание люка поздно: обивка уже украшена пятнами, на металле поселилась коррозия, а на ткани – плесень. Выход – регулярная профилактика.
Это во-первых, точный и довольно громоздкий механизм открывания, это жгуты проводки, єто блок управления с модулем электроники. Не говоря уже об усложнении стандартного оборудования автомобиля – обивке потолка и стоек, электрооборудовании и т.д.
Читайте также: Откуда берется вода в салоне
Люк протекает
Сначала надо понять, что открывающийся люк не является герметичным в привычном понимании. Полной герметичности между люком и металлической панелью крыши нет, по периметру люка есть щель. Через которую вода попадает в так называемый лоток – поддон, закрывающий снизу всю конструкцию. Из лотка организован слив воды, трубочка ведет через потолок и переднюю стойку крыши к колесной арке, куда вода и сливается.
Очень часто эта система дренажа забивается мелким мусором, который скапливается либо сразу у отверстия, либо на изгибах трубки. Когда отвод воды нарушен, она стекает в пространство между крышей и потолком, иногда, если машина стоит под наклоном, течет сразу в салон. Прочищается этот канал обычно просто и недорого – сжатым воздухом из более или менее мощного компрессора.
Вот что действительно представляет собой люк в крыше автомобиля; большая часть системы скрыта под обивкой потолка.
Хуже, когда трубка не забивается, а обрывается или расстыковывается. Тогда мокреет не потолок, а обивка салона ниже него. Чтобы добраться до места обрыва, часто приходится разбирать облицовку интерьера, а то и торпедо. А это уже несколько иной уровень работы и оплаты.
Люк скрипит
Неприятный звук может появляться не только при движении люка по команде пользователя, а просто при езде машины по неровной дороге. Дело в том, что на больших неровностях кузов автомобиля часто "играет" – немного деформируется. Соответственно, начинают тереться друг о друга расположенные под потолком детали привода – а их в механизмах этого устройства достаточно много. Может издавать звук и собственно люк, там, где он трется о резиновый уплотнитель. Решается проблема смазкой, иногда – регулировкой.
Читайте также: Почему потеет стекло в салоне авто
При этом желательно применять специальные смазки, потому что обычные жировые охотно собирают на себя пыль и грязь. Таким образом смазка превращается в абразивную пасту, изнашивающую привод, а кроме того, высыхая, понемногу подклинивает его.
Люк не двигается
Причин несколько: заклинивание механизма из-за загрязнения, его поломка, проблема с электроприводом. Поскольку проводка этой системы часто расположена рядом с путями отвода воды, не редкость окисление контактов в разъемах (см. также главу "Профилактика"). Что штекеры, что механизм подъема и сдвигания придется разобрать и тщательно почистить.
За запчастями к люкам нужно идти либо на разборку, либо к дилеру своей марки. Производители люков новых деталей на рынок aftermarket не поставляют.
Профилактика своими силами
Кое-что для сохранения работоспособности люка можно сделать и своими силами. Эти элементарные меры не заменят смазку механизма и продувание дренажных трубок, но не дадут проблемам накопиться.
- Чистота проема. Убирайте из проема люка сухие листья, семена деревьев, пыль, веточки которые попадают на уплотнитель, в щели вокруг него и в шарниры механизма.
- Чистота уплотнителя. Уплотнитель стоит время от времени промывать водой с каплей моющего средства, грубые загрязнения можно удалять салфеткой, смоченной уайт-спиритом.
- Берегите резину. Резиновые детали, в первую очередь уплотнитель, можно несколько раз в год обрабатывать средством по уходу за резиной. Альтернативный способ – смазка аптечным глицерином. Чтобы стекло (металл) люка не прилипало к резинке, соответствующие кромки люка нужно смазывать тальком – детской присыпкой.
- Контакты. Иногда люк протекает из-за того, что электропривод не прижимает его к резиновым уплотнителям на его месте в закрытом положении. Причина бывает в окислившихся разъемах проводки питания моторчика. Из-за нарушения контактов на них растет ток, который автоматика воспринимает как попадание под люк постороннего предмета или, скажем, пальцев – и останавливает привод. Следите за состоянием разъемов, как минимум, они должны быть сухими и чистыми.
Хрупкая механика люка контактирует с природой напрямую. Избежать проблем или, по крайней мере, отложить их помогает регулярное профилактическое обслуживание.
- Берегите шарниры. На очень неровной дороге, когда машина часто встряхивается, люк лучше не держать в положении, когда он стоит на рычагах механизма. Чтобы шарниры механики не разбивались, люк в таких условиях лучше держать крепко прижатым к уплотнителям.
Рекомендация Авто24
Наверное, это тот случай, когда любой инженер подтвердит: маркетологи переусердствовали. Последние так нахваливали разного рода люки в крыше автомобилей, что забывали упоминать несколько их маленьких минусов – в частности, необходимость обслуживания. В результате в автосообществе за этими устройствами закрепился с одной стороны имидж романтики и роскоши, а с другой – шлейф большого, извините, геморроя. И то и другое правда, но… Забот с люками было бы гораздо меньше, если бы владельцы не ждали проблем, а регулярно делали им профилактику.
Читайте также: Как быстро высушить салон после дождя