ФОТО: Авто 24|
Самодельная амфибия: "Кадомобиль" из Кривого Рога
Ошибочно мнение, что советские люди мастерили автомобили от безденежья, ведь именно средств на строительство достойной самоделки нужно немало. Но и это не главное – важно иметь достаточно технических знаний. Ведь только технически грамотный человек мог создать конструкцию, подобную "Кадомобилю" Демидовых, созданного в 1974 году.
Главная проблема всех амфибий – в необходимости совместить свойства лодки и дорожного транспортного средства в одном кузове. Сделать корпус, хорошо приспособленный к передвижению по воде, несложно. Но тогда он будет малоэстетичный и неудобный для пользования на суше. Сделать его более адекватным с точки зрения сухопутных задач – будет плохо двигаться по воде. Братья Демидовы нашли нестандартное решение: трансформер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пересаживаемся на амфибии: что доступно в Украине
Конструкторы рассуждали следующим образом. Чтобы колеса не создавали сопротивления при движении по воде, их можно поднимать в глубину кузова. А можно просто прикрыть снизу некими обтекателями. Которым одновременно придать форму, повышающую мореходность судна. Но куда девать те поплавки-обтекатели, когда машина будет двигаться по суше к водоему – не возить же их на крыше или на прицепе?
И родилось необычное решение. В формате "автомобиль" эти поплавки служат частью его кузова – бортами. А в формате "судно", после спуска на воду, они на шарнирах заводятся под колеса, так что транспортное средство превращается фактически в катамаран. Реализовать эту идею удалось аккуратно и эффективно, единственный недостаток – открытый по бокам салон амфибии, когда она находится на воде. Эксплуатация на закрытых водоемах показала, что машина хорошо держится на плаву, откидные "понтоны" не дают ей глубоко погружаться в воду. Кузов склеили из стеклопластика, с усилением металлом в необходимых местах.
В техническом плане "Кадомобиль" типичен для советского движения "СамАвто": силовой агрегат – оппозитный мотоциклетный от "Урала", трансмиссия и подвеска – от "Запорожца", колеса – от мотоколяски СМЗ. Поскольку на плаву (из-за невысокой скорости движения) силовому агрегату нужно эффективное охлаждение, к "оппозитнику" пристроили мощный вентилятор с направляющим аппаратом от ЗАЗ-966.
Интересно, что понимая новаторство компоновки своего трансформера, братья Демидовы подавали заявку на изобретение, и в 1975 году ими было получено соответствующее авторское свидетельство. Высокую оценку реализованному проекту дали эксперты НАМИ – в первую очередь за оригинальное решение "компоновочной и конструктивной схем".
Над машиной криворожане работали в течение нескольких лет, работы продолжались в 1966 – 1974 гг. Нынешняя судьба уникального изделия неизвестна.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинская амфибия "Муравей": забытый раритет