ФОТО: dreamstime|
Проверка качества хот-догов и кофе на украинских АЗС
Фаст-фуд на заправках уже давно стал неотъемлемой частью сервиса, но подходы и видение данного вопроса в сетях АЗС начали значительно отличаться. Некоторые ритейлеры так и остановились на "программе-минимум" в виде хот-догов и кофе, другие же развили питание до уровня хорошего кафе, с присутствием завтраков, первых блюд, десертов и прочей выпечки.
Более того, развитие фаст-фуда на заправочных комплексах не стоит на месте и всегда есть место инновациям. Например, на АЗС "ОККО" появились очень удобная штука - тепловые витрины. С их помощью можно получить горячую еду сразу, в формате самообслуживания. Этот сервис предоставляет клиенту возможность завтракать, обедать, ужинать, брать теплую еду с собой в офис, комбинировать, делать наборы блюд. А главное – время обслуживания сокращается до пары минут.
Тем не менее, возросший ассортимент требует и больших усилий по контролю качества продуктов, правильной логистике и хранению. Справляются ли с ними сетевые АЗС, ведь все-таки главной их задачей является продажа топлива? Ответы на эти вопросы решили узнать в Институте потребительских экспертиз, проведя исследование систем быстрого питания на заправках.
В нынешнем тестировании приняли участие 11 популярных заправочных сетей (ОККО, WOG, КЛО, БРСМ-нафта, Glusko, Shell, Amic, UPG, Chipo, Sun oil, Авиас). Эксперты приобрели наиболее "ходовые" хот-доги и бургеры, а также кофе двух видов (эспрессо и американо), после чего образцы были переданы в сертифицированную лабораторию и на дегустацию профессионалам и обычным потребителям. Также специалисты проанализировали ассортимент предлагаемого питания, выставив соответствующие баллы.
В лаборатории - без микробов
Первым делом была проведена физико-химическая экспертиза мясных продуктов – сосисок для хот-догов и котлет для бургеров. Результаты показали, что полуфабрикаты соответствуют высшему сорту и полностью отвечают нормативам. Все испытуемые применяют полуфабрикаты высокого качества, что свидетельствует о серьезном выборе поставщиков мясной продукции в сетях.
Хот – доги (дегустационная оценка)*
АЗК |
Эксперты, балл |
Пробанды, балл |
ОККО |
10 |
10 |
WOG |
10 |
9 |
КЛО |
9 |
9 |
БРСМ-НАФТА |
8 |
8,5 |
SHELL |
9 |
8 |
AMIC |
8 |
7 |
CHIPO |
8 |
8 |
SUN OIL |
8 |
8 |
АВИАС |
7 |
7 |
UPG |
8 |
8 |
GLUSCO |
8 |
7 |
*Максимальная оценка – 10 баллов.
А вот микробиологические показатели прежде всего выступают индикатором того, насколько правильно перевозятся и хранятся продукты. Малейшее нарушение – и в мясных изделиях может повыситься количество ненужных микроорганизмов, или даже появиться кишечная палочка, что сразу же скажется на самочувствии потребителя. В прошлом году химики обнаружили несколько нарушений в этой категории, но в этот раз продукты оказались "чистыми" - тест прошли все участники.
Микробиологические показатели
№ образца, название |
Количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, КУО в 1 г |
Бактерии групы кишечных палочек (колиформы), в 1 г () |
Норматив |
Не более |
Не допускается, ГОСТ 30518-97 |
ОККО |
< 10 |
Не обнаружено |
WOG |
< 10 |
Не обнаружено |
БРСМ-НАФТА |
< 10 |
Не обнаружено |
КЛО |
< 102 |
Не обнаружено |
SHELL |
< 102 |
Не обнаружено |
AMIC |
< 102 |
Не обнаружено |
CHIPO |
< 102 |
Не обнаружено |
SUN OIL |
< 102 |
Не обнаружено |
АВИАС |
< 103 |
Не обнаружено |
UPG |
< 103 |
Не обнаружено |
GLUSCO |
< 102 |
Не обнаружено |
Самыми же безупречными в части микрофлоры оказались хот-доги и бургеры, приобретённые на АЗС ОККО, WOG, КЛО и Shell. У них уровень микрофлоры, согласно исследованиям, практически равен нулю, что говорит о высоком уровне соблюдения гигиены и хранения продуктов.
Дегустация вкуса
Как известно, еда должна быть не только полезной, но и вкусной. И не секрет, что даже из качественных продуктов можно приготовить несъедобную субстанцию. Поэтому дегустация – это очень важный показатель качественности того, или иного продута питания. Поскольку хот – доги, бургеры и сэндвичи - продукт сборный, важен не только набор ингредиентов, но и органичное и вкусное сочетание булки, мясного полуфабриката и приправ.
Как обычно, пробовали еду с заправок как профессиональные дегустаторы, так и "народные" пробанды, обычные автомобилисты. Оценивали по 10-ти бальной шкале в обеих случаях. И здесь выяснились неприятные нюансы. Довольно низкие оценки получили блюда из сетей Glusсo, Amic и Авиас за сухость и степень прожарки сосисок, вкус и свежесть булок, а также количество приправ (майонеза и кетчупа).
Хот – доги (дегустационная оценка)*
АЗК |
Эксперты, балл |
Пробанды, балл |
ОККО |
10 |
10 |
WOG |
10 |
9 |
КЛО |
9 |
9 |
БРСМ-НАФТА |
8 |
8,5 |
SHELL |
9 |
8 |
AMIC |
8 |
7 |
CHIPO |
8 |
8 |
SUN OIL |
8 |
8 |
АВИАС |
7 |
7 |
UPG |
8 |
8 |
GLUSCO |
8 |
7 |
*Максимальная оценка – 10 баллов.
Рейтинг же возглавили хот-доги, приобретенные в сети ОККО, которые получили максимально высокие 10 баллов за одинаково отменный вкус и сосиски, и хот-договской булки. Такую оценку поставили и профессионалы, и обычные потребители. Второе место у WOG, также эксперты и пробанды отметили хот-доги, приобретённые в сети КЛО и БРСМ-нафта.
Радости кофеманов
Абсолютно у всех участников теста АЗС оказались оборудованы дорогими и современными кофе-машинами, что в целом обеспечило высокий уровень предлагаемых напитков. А ведь вкус кофе определяется не только качеством самих зёрен, в немалой степени это зависит и от кофемашин. Эксперты и народные пробанды ставили оценки и обычному эспрессо, и американо.
Кофе (дегустационная оценка, средний балл за оба напитка)
АЗК |
Эксперты, балл |
Пробанды, балл |
ОККО |
10 |
10 |
WOG |
10 |
9 |
КЛО |
10 |
8 |
БРСМ-НАФТА |
8,5 |
8 |
SHELL |
8 |
8 |
AMIC |
8 |
7 |
CHIPO |
8 |
9 |
SUN OIL |
8 |
8 |
АВИАС |
7 |
6 |
UPG |
8 |
8 |
GLUSCO |
7 |
8 |
*Максимальная оценка – 10 баллов.
Претензий не оказалось ни к одному напитку, весь кофе был ароматным и вкусным. Больше всего дегустаторам понравилась 100%-процентная арабика у ОККО, и напитки у WOG (20 баллов по совокупности оценок), также вкусный кофе предлагают на КЛО.
Битва ассортиментов
В гонке за клиентом все большее значение приобретает разнообразие предлагаемого фаст-фуда, именно на это делается ставка больших сетей всеукраинского масштаба. На таких заправках как ОККО, WOG, КЛО, БРСМ-нафта просто разбегаются глаза – кроме традиционных хот-догов и бургеров, здесь присутствует и выпечка, и всевозможные сэндвичи с бутербродами, готовые первые и вторые блюда, свежие фрукты и даже свежеиспеченный хлеб (ОККО).
А вот у Glusko, Amic, UPG и Авиас ассортимент "хромает", чувствуется определенная несистемность подхода. Например, у Авиас есть целый холодильник под десерты, но при этом выбора сосисок для хот-дога практически нет – зачастую "катаются" пара "одиноких" полуфабрикатов одного вида. Кстати, эксперты обнаружили, что полные грили и вся линейка сосисок присутствует только у КЛО, ОККО и WOG.
Ассортимент
АЗК |
Баллов |
ОККО |
10 |
WOG |
10 |
КЛО |
10 |
БРСМ-НАФТА |
9 |
SHELL |
9 |
AMIC |
8 |
CHIPO |
7 |
SUN OIL |
7 |
АВІАС |
6 |
UPG |
8 |
GLUSCO |
7 |
*Максимальная оценка – 10 баллов.
Подытоживая, важно отметить, что компании – лидеры рынка мало того, что задают тренды, внедряя инновации, но и на протяжении многих лет поддерживают планку качества на очень высоком уровне, пока недостижимом для большинства коллег "по цеху". А как известно, стабильность – признак мастерства.
Нагадаємо, що в Украине стремительно дешевеет бензин.