Органы «Укрзализныци» начали истребовать от арендаторов казахстанских цистерн оформление временного ввоза вагонов. Из-за нелогичности и частичной невозможности оформления документа, требующего УЗ, движение большого количества вагонов остается заблокированным. Об этом сообщили операторы рынка. Речь идет о вагонах казахских владельцев, которые на 24 февраля находились в Украине.
Читайте также: Зеленский подписал закон о повышении налогов на топливо
«ГИОЦ (Главный информационно-вычислительный центр УЗ – эк.) без временного ввоза УЗ просто не ставит арендные иностранные вагоны в работу», – говорит трейдер из Киева.
Импортер из Харькова обращает внимание на другой нюанс: требование оформлять временный ввоз и для вагонов, задействованных в импортных операциях. «Этот парк ездит за газом в Польшу, Молдову, Румынию, то есть в каботажных перевозках не участвует. Так нам, значит, на каждый рейс нужно оформлять временный вывоз, а по возвращении – временный ввоз. Это нонсенс», – отмечает трейдер.
Оформление временного ввоза в месяц стоит 3% таможенных платежей при импорте техники. Фактически это плата, предусмотренная оперированием иностранной техникой на территории Украины. Впрочем, для вагонов, которые, как и до войны, постоянно находятся в режиме транзита, требование неадекватно, считают участники рынка.
После начала полномасштабного вторжения в Украину находилось около 400 цистерн, которые были задействованы в поставках газа производства американо-казахстанского «Тенгизшевройла» (ТШО) и принадлежащих казахстанским логистическим компаниям. В апреле-мае 2022 г. ряд украинских контрагентов ТШО договорились с компанией об аренде этого парка, чтобы не возвращать его в Казахстан.
Привлечение казахстанских цистерн к импорту газа помогло ускорить темпы наполнения рынка в апреле-августе 2022 г.. По словам украинских трейдеров, блокировка вагонов сегодня уже привела к существенным сбоям в организации перевозок сжиженного газа из-за западной границы и крайне негативно сказалось на компании.