Эксперт нефтерынка, директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн объяснил, почему цены на топливо снизить не получится, и почему они будут расти в ближайшем будущем. По его мнению акции протеста в этом вопросе бессильны.

50% в цене бензина и 60% в дизтопливе – закупочная цена. 80% импортируем, цены мировые. Сразу успокою тех, кто думает, что украинский бензин был бы дешевле: его производят из импортной нефти, так что без вариантов. Если из украинской нефти, то ее, во-первых, на 5 дней потребления, во-вторых, ее продают с привязкой к внешней котировке. Нефть выросла за месяц с 75 до 85 долл. за баррель. Два месяца назад она стоила 72 долл. Можем повлиять на внешние цены? Понятно. Идем дальше.

Читайте также: Подільсько-Воскресенський міст запрацює через два роки

30% в цене ДТ и 35 % в бензине – налоги. Из 35 грн около 12 грн – налоги. Из них 6 грн НДС и 6 грн акциз. В этом году 50% акциза с топлив идет в Дорожный фонд, в следующем году будет идти 75%. НДС никто не тронет, а куда снижаться акциз? На 2? На 3 гривни? Это кардинально изменит цену?

Разговоры о том, что, мол, все крадут, дорог нет, иначе как дезинформацией не назовешь. Да, ни за один, ни за два года проблемы не решишь, но движение есть и я уверен, что это все видят. В ближайшее время напишу о рынке битума (важная составляющая для ремонта и строительства дорог), а пока для затравки: в этом году ждем рекордный за последние 10 лет объем поставок битума. Так что работа идет.

Вероятность снижения акциза вижу «нулевой». Налог невысокий, в Европе это в 5-6 раз выше (в частности на ДТ). Хотя у нас можно ждать всего. Через подобные акции просто расшатывают Кабмин, кураторы “евросил” уже всем известны. Устоит ли премьер? Если пойдет на снижение акцизов, сам себе подпишет приговор. Если нефть прыгнет до 100, как это уже активно прогнозируют мировые нефтетрейдеры, то те же 35-40 грн за бензин увидим уже до конца года. Но при этом казна получит огромную пробоину.

Рациональное предложение, которое нужно внедрить Кабмину – установить акциз в гривне, а не в евро, как сейчас. Постоянное сползание курса раскручивает ценовую спираль.

Оставшиеся проценты в цене на АЗС – затраты и прибыль трейдера. Прибыль находится в пределах 10% или 3-4 грн/л. Это скорее заработок премиальных сетей (ОККО, WOG, Socar и т.д.), тогда как эконом-сегмент («Укрнафта», БРСМ, ANP) – вдвое меньше. Никакой Кабмин или Антимонопольный комитет не заставит бизнес снизить наценку, тем более что радикально на конечной цене это снова-таки не скажется. Или будет рыночная цена или топлива не будет.

Единственное, в чем вижу пользу от этих акций – напоминание трейдерам о том, что к ценообразованию надо подходить с холодной головой. Время от времени фиксируем ускоренные темпы роста, превышающие на 0,5-1 грн/л объективные. За неделю-вторую все входит в нормальное русло, но в периоды резких колебаний панические настроения дают о себе знать. Примерно настолько сегодня убежал вперед бензин, хотя дизтопливо – наиболее массовый продукт, отстает. Понятно, что у страха глаза велики, что нефть растет, что курс растет, но надо держать себя в руках, господа нефтетрейдеры!