Теперь эти автомобили ввезти в Украину можно только через один пункт пропуска, где образуется очередь на несколько километров. А транспортные средства массой более 3,5 т ввозить практически запретили.
Попытки правительства уменьшить очереди на границах из европейских стран в Украину привели к существенному усложнению ввоза некоторых автомобилей без уплаты налогов. И хотя процедура "нулевого растаможивания" действует как минимум до 25 мая (формального окончания военного положения в стране), уже сейчас провезти в нашу страну некоторые виды автомобилей без уплаты налогов стало проблематично или даже невозможно.
Дело в том, что, согласно распоряжению Кабинета Министров Украины № 354-р от 03 мая 2022 года, ввозить автомобили с последующим "нулевым растаможиванием" можно только через три пункта пропуска: Грушев и Устилуг на границе с Польшей (во Львовской и Волынской областях соответственно), а также Малый Березный на границе со Словакией (в Закарпатской области).
Речь идет об оформлении автомобилей для личного пользования, а не для нужд армии, отмечают в Институте исследований авторынка. Таким образом, правительство пыталось уменьшить очереди на границе, разгрузив большие пункты пропуска для проезда грузов и гуманитарной помощи.
Впрочем, экс-начальник Львовской таможни, эксперт по практическому применению таможенного законодательства Ассоциации профессиональных таможенных посредников Левко Прокипчук считает, что этим решением правительство существенно усложнило возможности ввоза некоторых типов автомобилей. Ведь указанные КПП с Польшей только для легковых автомобилей массой до 3,5 т, а грузовики или даже автомобили не на ходу пересекать эти пункты не могут. Для них просто нет технической и законной возможности.
КПП со Словакией приспособлен как для легковых, так и грузовых перевозок (но масса все равно ограничена 3,5 т), поэтому именно он будет работать с максимальной нагрузкой. Ведь через него будут возить грузовики, автовозы со всей Европы и легковые машины из Венгрии и Румынии.
Также интересно отмена нулевого растаможивания откладывается
"Решение об оформлении таких транспортных средств исключительно на КПП, у которых нет для этого соответствующей инфраструктуры, может полностью заблокировать их импорт", – рассказывает Левко Прокипчук. А это не только грузовики, но и тягачи, прицепы и полуприцепы, спецтехника, автобусы и другие категории транспорта, необходимые украинцам.
Также не смогут пересекать польско-украинские КПП автовозы. Ведь из Украины запрещено выезжать мужчинам призывного возраста, поэтому купленные за границей легковушки в основном консолидировали около границы и перевозили по 6 – 7 единиц. Теперь автовозам придется разгружаться перед границей и ввозить легковые автомобили по одному. Или везти машины через Словакию. Это существенное увеличение времени оформления, а значит – очередь перед границей.
Еще одна проблема, которая оказалась после постановления Кабмина – ввоз поврежденных автомобилей, в том числе из США, где большинство машин покупают на аукционах после ДТП. Они не могут передвигаться своим ходом, а два определенных польских КПП не предназначены для пропуска лафет и транспортирующих их автовозов. Поскольку морские порты вынужденно временно не работают, ввоз "американцев" на лафетах будет возможен только через словацкий КПП.
Малый Березный – единственный пункт пропуска, через который разрешено движение грузового транспорта массой до 3,5 т
Таким образом, перед определенными Кабмином тремя КПП образуются огромные очереди на несколько километров, которые будут тянуться даже через иностранные населенные пункты.
Кстати, сколько дорогих автомобилей украинцы ввезли во время войны
Это также приведет к удорожанию стоимости доставки автомобилей из-за границы. Неудобства и значительное время простоя в очереди могут привести к формированию цены перевозки $1,5 – 2 тысяч за одно авто. Таким образом, учитывая удорожание автомобилей за границей, цена машин, ввезенных под "нулевое" растаможивание, может возрасти до "предвоенного" уровня.
В то же время, очереди на других КПП могут не особо уменьшиться, уверены эксперты Института исследований авторынка. Ведь основной причиной очередей является, в первую очередь, смена логистических цепочек — вся нагрузка пришлась на наземные пункты пропуска со странами Европейского Союза. Поэтому решение относительно больших очередей в первую очередь следует искать в упрощении формальностей и автоматизации процессов при пропуске транспортных средств на границе, убеждены эксперты.