Почему-то считается, что мотоцикл – подходящий транспорт для плохих дорог и бездорожья. Но тот, кто имеет минимальный опыт таких поездок, может только улыбнуться в ответ на эти разговоры. А как сделать мотоцикл более пригодным к тяжелым дорогам?
То, что мотоциклы приспособлены к бездорожью лучше, чем автомобиль 4х4, в целом правда. Но только когда речь идет о мотоцикле-одиночке и при условии, что водитель будет помогать байку силой собственных мышц. Может показаться странным, но заметно ухудшает проходимость мотоцикла двигатель большого рабочего объема – поскольку общая масса аппарата непропорционально растет.
Мотоцикл с коляской по своей сути мало приспособлен к суровому бездорожью. Но настоящие фанаты знают много способов исправить ситуацию.
Читайте также: Как отличить военные мотоциклы "Днепр" от подделки: 10 отличий
Для мотоцикла с боковым прицепом ситуация более сложная. Из-за неравномерности загрузки трех колес тяговые характеристики на мягком грунте были не очень высокими – то одно, то другое колесо увязало, ведущие колеса (даже если их два) буксуют неравномерно, из-за чего транспорт трудно держать на заданном курсе, особенно в глубокой колее. Также непросто управлять мотоциклом с коляской при заблокированном дифференциале (в варианте с ведущим колесом коляски), хотя блокировка реально улучшает проходимость.
Главные проблемы мотоцикла с коляской на грязной дороге (даже в варианте 2WD) – узкая колея и неравномерная загрузка колес.
Конструкторы мотозаводов и спортсмены (в свое время, кроме мотокросса были популярны так называемые "шестидневные соревнования" – гонки на мотоциклах класса эндуро) принимают такие меры.
Идеальный мотоцикл для грязи: привод на три колеса, зубастые шины, лебедка, вынесенный вверх фильтр воздуха и маслорадиатор для охлаждения двигателя.
Привод на колесо коляски предложили бельгийцы еще до Второй мировой. Он заметно поднимает цену, прибавляет проходимость, но принципиально вопрос не решает.
Если говорить о наиболее распространенных фабричных вариантах, то типичным способом повысить проходимость тяжелого мотоцикла стал привод на второе колесо – колесо коляски. Технически это более или менее доступный метод, хотя он значительно поднимает себестоимость транспортного средства.
Читайте также: Действительно ли мотоцикл МТ "Днепр" скопировали с BMW: уточненная версия
Крутящий момент на правое колесо берется от редуктора заднего колеса мотоцикла. При этом очень желательно иметь механизм дифференциала, причем несимметричный – поскольку ведущие колеса такого транспортного средства загружены неравномерно.
Киевский мотозавод выпускал мотоциклы с двумя ведущими колесами немалыми сериями. Сначала были армейские МВ (на фото), затем – гражданские "Днепры" МТ-12 и МТ-16.
Например, на "полноприводных" мотоциклах Киевского мотозавода сугубо военных серий МВ и гражданских МТ-12 и МТ-16 в разные годы дифференциал мог быть, а мог не быть. Причем при его наличии также мог устанавливаться или не устанавливаться механизм блокировки – для эффективного преодоления наиболее сложных участков грязи или снега.
Если ваш интерес к повышению проходимости мотоцикла сугубо практичный, обратите внимание на специальные армейские модели, а еще… на работы самодеятельных тюнеров. Среди их творческих наработок можно найти как элементарно простые методы, так и совершенные конструкции промышленного уровня. Тем более, что и сегодня, как ни странно, вполне реально найти запчасти к заводским мотоциклам повышенной проходимости.
Читайте также: Почему исчезли мотоциклы "с коляской"