Эксперты проверили, продают ли сейчас на заправках "зимний" дизель, и соответствует ли его качество государственным стандартам.
Дизтопливо, в отличие от бензина, боится низких температур. В мороз оно превращается в “кисель”, теряет текучесть, что приводит к закупориванию топливопроводов и фильтров в автомобилях. Это может привести к остановке автомобиля или невозможности завезти двигатель. Именно поэтому соответствие дизтоплива государственным стандартам в определенное время года имеет очень важное значение.
Институт потребительских экспертиз в конце 2023 года проверил, продают ли сейчас на заправках настоящий "зимний" дизель, и соответствует ли его качество государственным стандартам.
Также интересно стоит ли заправлять зимой "арктический" дизель
Пока что "солярка" на украинских АЗС не в дефиците, несмотря на серьезные проблемы с доставкой. Но этот вид топлива, особенно его "зимний" сорт, имеет свою специфику. Это топливо стоит дороже, поэтому разнообразным "дельцам" выгоднее торговать "летним" вариантом, размешивая его с "зимним". Так прибыль больше.
Почему качество дизеля на АЗС так важно? На нем работает не только коммерческий транспорт, но и критическая инфраструктура, например скорая или пожарные. И все они закупают топливо у коммерческих поставщиков, то есть заправляются на тех же АЗС, что и мы с вами.
Отбор проб состоялись на территории всей страны, эксперты приобрели 14 образцов "обычного" дизельного топлива в крупных всеукраинских сетях – AMIC, WOG, KLO, ОККО, UPG, PARALLEL, PRIME, CHIPO, SHELL, УКРНАФТА, ANP, БРСМ-НАФТА, U.GO, MARSHALL. Также эксперты проверили небольшие региональные сети, расположенные в областных центрах и на трассах – ФАКТОР, ZOG, BILL OIL, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ, ДНЕПР-НЕФТЬ, ПАТРИОТ, LUXWEN.
Кроме того, в ряде сетей были приобретены премиальные сорта дизельного топлива, а именно “Арктический ДТ Mustang+” от WOG, “Pulls Diesel Арктика” OKKO, “Ventus Diesel” KLO, “Euro+” БРСМ-нафта и “V-Power” SHELL. Это топливо стоит дороже, чем "обычный" дизель, и позиционируется обычно под названием "Арктика", с очень низкой температурой замерзания.
На украинских АЗС существует выбор – обычное дизтопливо или "Арктическое". Фото GetttyImages
В лаборатории все образцы прошли проверку на соответствие ДСТУ по важнейшим параметрам: предельная температура фильтрации, температура вспышки в закрытом тигле и содержание серы.
Эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели "запас прочности" по качеству, синюю – образцы без "запаса", но в пределах допусков, и красную – сети, топливо в которых не соответствовало нормативам действующего ДСТУ.
Отметим, что в военное время разрешено реализовать топливо даже устаревшего стандарта ЕВРО 3, поэтому формально участники красной зоны "в законе". Но здесь уже каждый потребитель должен делать выводы самостоятельно.
Исследование дизельного топлива |
Темп. вспышки в закрытом тигле, °С |
Предельная темп. фильтруемости, не выше,°С |
Содержание серы, мг\кг |
ДСТУ 7688:2015 |
не ниже 55, °С |
для марки С ( - 20°С |
не более 10 мг/кг |
WOG |
69 |
–27 |
8 |
AMIC |
69 |
–21 |
6 |
ОККО |
59 |
–23 |
9 |
КЛО |
62 |
– 24 |
7 |
PRIME |
61 |
– 22 |
7 |
ЗОГ |
60 |
– 21 |
8 |
ПАРАЛЛЕЛЬ |
62 |
– 23 |
8 |
СХИПО |
65 |
–22 |
9 |
УПГ |
68 |
– 25 |
9 |
ФАКТОР |
61 |
– 20 |
10 |
ШЕЛЛЬ |
67 |
– 20 |
8 |
УКРНАФТА |
61 |
– 24 |
10 |
U.GO |
67 |
– 16 |
10 |
БРСМ-НАФТА |
42 |
– 21 |
65 |
АНП |
60 |
– 16 |
9 |
МАРШАЛЛ |
67 |
– 6 |
10 |
ЛЮКСВЕН |
62 |
– 17 |
10 |
ДНЕПР-НЕФТЬ |
47 |
– 17 |
262 |
BILL OIL |
41 |
– 20 |
41 |
ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ |
44 |
– 20 |
82 |
ПАТРИОТ |
34 |
– 13 |
384 |
К сожалению, в этот раз красная зона не стала кардинально меньше, по сравнению с прошлой проверкой. Образцы 9 сетей в том или ином параметре не соответствовали нормативам профильного ДСТУ. 6 образцов из 9 не прошли "испытания холодом".
Норматив морозостойкости по документам – не выше минус 20°С. Этой отметки не достигли ANP, U.GO, MARSHALL, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ, ПАТРИОТ, LUXWEN, ДНЕПР-НАФТА. У некоторых эти отклонения не "криминальные" (ANP, U.GO, LUXWEN минус 16-17 °С), а вот в сети MARSHALL дизельное топливо перестанет прокачиваться через фильтры уже при минус 6 °С, что может привести к серьезным проблемам, особенно в дальней дороге.
Еще один важный параметр – температура вспышки дизельного топлива. Этот показатель может дать ответ, не попадали ли в солярку посторонние компоненты. Норматив – не ниже 55 градусов по Цельсию. Температура вспышки не соответствовала нормативу у образцов сетей БРСМ-НАФТА, BILL OIL, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ и ПАТРИОТ. Наименьший показатель, всего 34°С при норме не ниже 55°С обнаружено в сети ПАТРИОТ. Такие результаты значительно повышают риски его пожароопасности. Как известно, чем ниже температура вспышки, тем больше вероятность его воспламенения при ДТП.
Вот что бывает с фильтром, когда дизельное топливо замерзнет. Фото ИСЭ
С содержанием серы у аутсайдеров тоже проблемы. Напомним, что это вещество выводит из строя нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также в целом негативно влияет на ресурс двигателя. Для современных авто большие "дозы" серы в топливе вообще смертельны при системном использовании. А еще же оксиды серы из выхлопа попадают в воздух, и дальше мы вдыхаем это на улицах.
Более, чем шестикратное превышение зафиксировано в сети БРСМ-НАФТА (65 мг/кг при нормативе не более десяти), а в ДНЕПР-НАФТА и ПАТРИОТ вообще содержание серы больше разрешенного максимума в 26 и 38 раз! Скорее всего, это топливо имеет явно не европейское происхождение, а смешанное где-то в наших краях.
Кстати где продают качественную жидкость AdBlue для дизельных двигателей
В этой зоне только 3 сети – ФАКТОР, SHELL и УКРНАФТА. Нарушений не выявлено, но нет и "запаса прочности".
В список рекомендованных к использованию попало аж десять сетей АЗС. Дизельное топливо от WOG, AMIC, ОККО, KLO, PRIME, UPG, PARALLEL, CHIPO и ZOG отвечали всем требованиям ДСТУ 7688:2015. Все вышеупомянутые ритейлеры декларируют продажу исключительно европейского топлива и лабораторные исследования полностью подтвердили эту информацию. Стоит отметить, что и в прошлом исследовании "солярки" Институтом большинство этих сетей тоже заняли лидерские позиции.
В плане морозостойкости, все участники имеют показатели, превышающие требования. В частности, "обычный" дизель выдерживает минус 21°С в сетях AMIC и ZOG, минус 22 °С зафиксировано в PRIME и CHIPO, до минус 23 °С не замерзнет дизель PARALLEL и ОККО, минус 24 °С выдержит "тяжелое" топливо на KLO. В UPG зафиксировано минус 25 °С, а дизель в сети WOG не загустеет даже при минус 27°С. Топливо последних двух участников вплотную приближено к "арктическим" показателям.
С пожаробезопасностью все участники "зеленой" группы тоже справились на "отлично". Напомним, по нормативу "солярка" не должна воспламеняться ниже 55 градусов Цельсия. Наиболее солидный "запас" у топлива WOG и AMIC (по 69 °С). Сети PRIME, PARALLEL, CHIPO, UPG – также далеко за 60 градусов. Вот какие результаты бывают, если топливо действительно изготовлено по технологии.
Все опыты проводились на специальном оборудовании в лаборатории. Фото ИСЭ
Наконец эксперты проверили серу. Изъятие ее из топлива до низких значений без ухудшения других показателей – достаточно тяжелый и дорогой процесс. По украинским стандартам (аналогичным Евро 5) содержание серы в топливе допускается не более 10 мг/кг. У всех участников зеленой зоны вредная сера была ниже норматива, наиболее "чистые" пробы "евродизеля" у AMIC (6 мг/кг), и KLO и PRIME (по 7 мг/кг).
Найти нарушения в премиальных "именных" сортах – дело почти безнадежное, поскольку это квинтэссенция репутации сети, ее визитная карточка, ее "лицо". Так было годами, но не в этот раз. Под проверку попали 5 образцов премиального дизельного топлива. В частности, “Pulls Diesel” OKKO, “Арктический ДТ Mustang+” от WOG, “Ventus Diesel” KLO, “V-power” SHELL и “Euro+” БРСМ-НАФТА.
Исследование дизельного топлива |
Содержание серы, мг\кг |
Предельная температура фильтруемости, не выше,°С |
ДСТУ 7688:2015 |
не более 10 мг/кг |
для марки Арктика ( - 30°С) |
WOG (MUSTANG+) |
5 |
– 40 |
КЛО (ВЕНТУС ДИЗЕЛЬ) |
6 |
– 35 |
ОККО (ПУЛЬС ДИЗЕЛЬ) |
7 |
– 38 |
БРСМ-нафта ЕВРО+ |
10 |
– 15 |
SHELL V-Power |
9 |
– 17 |
Эксперты констатировали, что часть образцов оказались действительно "арктическими", с температурой фильтруемости, значительно превышающей требования. По документам, "арктический" сорт должен прокачиваться при температуре не выше минус 30 °С. Фактически, “Арктический ДТ Mustang+” от WOG выдержал –40 °С, “Pulls Diesel” OKKO – 38 °С, “Ventus Diesel” KLO –35 °С! Результаты выдающиеся.
Тем более непонятно, почему “V-power SHELL” и “Euro+” БРСМ-НАФТА не дотянули даже до норматива "стандартного" дизеля – только минус 17 °С и минус 15 °С соответственно. Что касается содержания серы, то наименьшие уровни зафиксированы у “Арктического ДТ Mustang+” от WOG (5 мг/кг) и “Ventus Diesel” KLO (6 мг/кг). Достаточно существенная разница с 300 мг/мг, которые были обнаружены в одном из образцов "обычного" дизеля, не так ли? Почти в сто раз.
Кстати зимнее и арктическое топливо: чем оно отличается
Как и год назад, заправка "зимним" дизельным топливом остается ответственным процессом, к которому надо относиться серьезно, чтобы избежать проблем. И сейчас это касается уже не только любителей экономии на стоимости, но и автовладельцев, которые заливают дорогое топливо. Ведь погода все чаще бывает непредсказуемой, и иметь проблемы еще и с горючим в дороге крайне нежелательно.