Проект "Периметр": армейский КрАЗ, умеющий самостоятельно окапываться

20 августа 2022

Среди всех ипостасей, примеренных на себя могучими КрАЗами на их долгом веку, "Авто 24" нашел еще одну, рядовым автомобилистам неизвестную.

Когда цена танка начала выражаться в миллионах, а время обучения экипажа – в годах, конструкторы задумались о дополнительных средствах защиты от вражеских средств поражения. И подумали, что неплохо бы научить бронированную машину самостоятельно зарываться в землю. Собственно, тактический прием "танк в окопе" известен еще со времен Второй мировой, но негоже нынешнему танкисту, работающему с электронными прицелами, махать по полдня лопатой.

Сначала военные научили самостоятельно закапываться в землю танки: в капонире их живучесть в бою увеличивается в три-четыре раза.

Читайте также: КрАЗ на ракетном топливе: главные колеса украинской армии

Словом, начиная с середины ХХ века танки получили устройства для открытия себе окопа, а экипажи начали отрабатывать этот норматив "на время".

Позже, уже в 1960-х годах, жизнь заставила задуматься об обустройстве капониров и конструкторов армейских автомобилей. В это время в ведущих армиях мира в “товарном” количестве появилось тактическое ядерное оружие. Снаряды и легкие ракеты с ядерным зарядом угрожали, в первую очередь, взрывной волной большой силы. К которой уязвима не только пехота, но и автомобильный транспорт.

Чтобы не оставить войска без подвоза боеприпасов, горючего, подкреплений и других видов снабжения, решили при угрозе ядерного удара прятать грузовики в землю. Но опять-таки: пусть водитель грузовика и не такой квалифицированный и высокооплачиваемый специалист, как танкист, но сколько часов он будет закапывать свою машину в землю с помощью лопаты?

Комплект для подготовки собственного капонира можно установить на любой КрАЗ-255Б. Причем – в условиях армейских мастерских.

И Кременчугский автомобильный завод получил задачу спроектировать устройство, которое превратит грузовик в бульдозер. (правда, позже выяснилось, что получился не бульдозер, а скрепер, но это не принципиально).

Секретный проект получил название "Периметр" и был поручен отделу, который занимался подвеской КрАЗов. Задача была простой: разработать дополнительное устройство, которое помогало бы машине быстро вырыть хранилище, но не ограничивало бы ее основного функционала – перевозки грузов и людей.

Понятно, что главным было создать принципиальную схему землеройного устройства – и конструкторы нашли удачный вариант. Который, кстати, использовался не только на "лаптежнике" КрАЗ-255Б, но и на других армейских грузовиках той поры: ЗИЛ-131 и "Урал-375".

Установка "Периметр" с точки зрения военных практически не ограничивала функциональность грузовика. Масса машины выросла на 600 кг.

Схема проста, как и положено армейской технике. Позади грузовой платформы силой гидравлики опускается поперечный “зубастый” нож – на всю ширину автомобиля. При движении машины вперед он начинает срезать слой грунта толщиной 5 – 7 см. Грунт тут же оказывается на эластичном фартуке из резино-тканевой ленты, тянущейся по поверхности вплотную за ножом. Когда этот поддон наполняется, срезание грунта автоматически прекращается и машина, не останавливаясь, тянет резиновый фартук волоком на место разгрузки. Там достаточно приподнять нож в походное положение, чтобы земля с этого фартука высыпалась.

Читайте также: КрАЗ выпустил для украинской армии бронеавтомобили "Кугуар"

Автомобиль делает круг, прицеливается, снова заходит на то место, где уже снято 7 см грунта, и водитель снова опускает нож, углубляя траншею.

И так повторяется до тех пор, пока глубина ямы в ширину с автомобиль не достигнет глубины 2,5 метра. Машина заезжает в эту траншею и останавливается в самом глубоком месте. Этого считается достаточным, чтобы взрывная волна не нанесла вреда КрАЗу.

КрАЗ на полтавских номерах занял место в капонире, отрытом им самим. Фото с испытаний на полигоне НИИ-21 в 1969–1972 гг.

Проект получил предварительные согласования от военных, начались многочисленные испытания. Было построено несколько опытных экземпляров КрАЗ-Э255БП, причем даже в двух поколениях – второе получило ряд усовершенствований. Автомобиль отрывал себе капонир за два часа, тратя при этом 42 – 70 литров дизтоплива (в зависимости от типа почвы).

В производном положении устройство “Периметр” не ухудшало проходимость КрАЗа, но при его собственном весе 600 кг на столько же уменьшилась грузоподъемность машины – до 6,9 тонн. Длительного обучения для водителя не требовалось, всеми операциями он руководил из своей кабины. Дооборудовать комплектом для открытия капонира можно любой КрАЗ-255Б, это делалось в условиях любой мастерской.

КрАЗ опускает нож, срезает грунт и накапливает его на резино-тканевом фартуке. Оттянув этот поддон подальше, "Периметр" поднимает его край вверх и стряхивает землю.

В конце концов, в серию ни КрАЗ с “Периметром”, ни оборудованные им ЗИЛ с “Уралом” не запустили. Так же как и отдельные комплекты для дооборудования машин на армейских базах. Во-первых, земляные работы ускоряли износ агрегатов трансмиссии. При активном использовании на земляных работах – более 35 – 50 часов работы – "лаптёжник" получал усталостные повреждения рессор задней подвески. То есть "255-й" в версии с "Периметром" нуждался в усилении определенных узлов.

В конце концов военные решили, что военный экскаватор ЭОВ-4421 роет землю лучше "Периметра". Базировался ЭОВ на том же КрАЗ-255Б.

А сами кразовцы весомой причиной считали также экономический фактор. Вырыть капонир для КраАЗа своими силами обходилось в 108 тогдашних рублей, а если готовить его военным экскаватором ЭОВ-4421, то только 41 руб. Интересно, что указанный одноковшевый экскаватор базируется не на чем-то там, а тоже на шасси КрАЗ-255Б.

Читайте также: КрАЗ с двух половинок: модель 6434