Популярность в кругах ретрофанов мотоциклов МТ "Днепр" в армейском исполнении породила массу самостоятельно построенных реплик. Отличить их от оригинала порой может только эксперт, но в запорожском музее "Фаэтон" нам рассказали об основных признаках настоящих МВ (Мотоцикл Военный).
Особый шарм, который окружает сегодня любой отечественный мотоцикл-оппозитник, в случае с военной модификацией стремится к культу. Трудно сказать, почему так случилось, но едва ли не каждый, кто покупает мотоцикл МТ “Днепр”, мечтает именно об версии с индексом МВ – “Мотоцикл Военный”.
В 1960-е гг. мало кто знал, что Киевский мотозавод выпускает мотоциклы с двумя ведущими колесами. Потому что МВ-750 и его модификации поставлялись только в армию. (На фото МВ-750М из коллекции музея “Фаэтон” г. Запорожья)
Несмотря на серийное производство в течение многих лет (1964 – 1991), машины эти сегодня в самом деле редкие. Причем редкие настолько, что многие подробности о них по сей день остаются неизвестными. Ну а что же отличало их от собратьев, выпущенных для свободной продажи, и как отличить МВ “в оригинале” от “новодела”?
Читайте также: Почему иностранцы вывозят из Украины мотоциклы МТ “Днепр”
Мы не можем сказать, что знаем 100-процентно верный рецепт покупки настоящего армейского байка, но от грубых подделок сможем предостеречь. А начать нужно с того, что до 1978 г. сугубо армейскими были все мотоциклы КМЗ (Киевского мотозавода) с приводом на колесо коляски. Затем в свободную продажу начала поступать модель МТ-12, которая являла собой упрощенный армейский мотоцикл – сегодня его часто и берут за основу для постройки реплик.
1. Наличие на заднем колесе редуктора с выводом вала привода бокового колеса. Данного узла не имели только самые ранние “армейцы” - военные исполнения мотоцикла М72, но они нереально редки и о них мы сегодня не говорим.
Армейская версия ветерана М-72 – сегодня чрезвычайная редкость, но в Украине их можно увидеть. (На фото – экспонат музея “Фаэтон”)
2. Окрашенные в цвет хаки руль и размещенное на нем оборудование, включая рычаги тормоза и сцепления (во всяком случае, до 1985 г.). Количество хромированных деталей на мотоциклах МВ было снижено до минимума – в целях маскировки.
3. Вертлюги для пулемета на боковом прицепе – спереди и сзади. Кстати, даже в документации МО СССР эти устройства стыдливо называются”специальным кронштейном”. Согласно имеющейся документации, кронштейнов должно быть именно два – для стрельбы из пулемета вперед и назад.
Кассета для 10-литровой канистры – непременный атрибут всех киевских мотоциклов серии МВ (на фото МВ-650 в музее “Фаэтон”).
4. В багажнике коляски на дне укреплена ложемент-кассета для пулеметных дисков. На стенках багажника имеются хомуты для крепления перевозимого оснащения (кроме шинного насоса).
5. Внутри коляски в ее пассажирской зоне – три кронштейна для крепления пулемета в походном положении.
Читайте также: День рождения “Днепра”: 10 апреля родился первый КрАЗ
6. Снаружи кузова коляски – целый комплект оборудования для крепления имущества: на правом борту справа - крепления для топора, на левом борту – для большой саперной лопаты.
Такие инструкции по эксплуатации типичны не только для отечественной техники военного назначения. Справа видна БСЛ-110, закрепленная в специальных кронштейнах на корпусе коляски (на фото МВ-750М в музее “Фаэтон”).
7. Вверху на левом борту коляски – два винтовых зажима для крепления металлического ящика ЗИП (заводская инструкция называет его металлической сумкой.) и собственно – сам ящик.
8. Сзади на левом борту коляски укреплена специальная кассета для перевозки стандартной 10-литровой канистры. Кстати, именно благодаря ей паспортный запас хода всех мотоциклов серии МВ увеличен по сравнению с гражданским на 100 км – до 400 км.
Читайте также: Самые интересные ретрособытия-2019
9. Табличка с текстом на инструментальном ящике бензобака у ранних МВ. Типично армейская инструкция, сообщающая правила пользования функциями трансмиссии – блокировкой дифференциала (МВ-750) или задним ходом (МВ-750М).
Военная приемка ставила на силовые агрегаты мотоциклов МВ свое клеймо – звездочку с личным номером контролера.
10. Хрестоматийная звездочка. Как и вся продукция для армии, мотоциклы МВ кроме заводского ОТК принимались представителем заказчика – военных. Который ставил свое клеймо (в виде звезды с цифрой) на самые важные агрегаты – двигатель, коробку передач и корпус дифференциала. Однако подтвердить информацию о том, что звездочкой маркировались все без исключения машины серии МВ, нам не удалось.
Часть военных мотоциклов комплектовалась защитным фартуком и стеклом. (На фото – относительно поздний “вояка” МВ-650 из коллекции “Фаэтона”)
Некоторые мотоциклы Киевского мотозавода серии МВ комплектовались лобовым стеклом и фартуком из кожзаменителя для защиты водителя от набегающего потока воздуха. Почти всегда мотоциклы МВ имели светомаскировочные устройства на фаре, боковом и задних фонарях, они были нескольких типов, но о них мы не говорим, поскольку их несложно приобрести и установить на любой мотоцикл МТ “Днепр”.
Честно говоря, многие неоригинальные, новодельные детали для исторических мотоциклов КМЗ настолько хороши, что особо переживать насчет их происхождения стоит только владельцам музейных коллекций. А если вам просто хочется иметь в гараже интересный образец отечественного транспорта “для души”, не будет большой беды, если на нем окажется несколько деталей-реплик.
Читайте также: Военные мотоциклы: для чего “Днепру” полный привод