ФОТО: GettyImages|
Если вдруг дым из-под капота: что делать
Скажем сразу: дым или что-то вроде него в районе капота не всегда является признаком пожара. Часто это всего лишь пар от охлаждающей жидкости, попавший на что-то горячее. Иногда таким образом дымится выхлопный коллектор или другие части системы выхлопа. Но зимой бывает достаточно антифризу попасть на поверхность собственного радиатора, чтобы из-под капота начал пробиваться визуально заметный пар.
Если из-под капота идет дым или пар, открывать его следует осторожно, приготовив огнетушитель и другие средства тушения.
Читайте также: Зачем нужно промывать систему охлаждения
Иногда видимый дым – вместе с тревожным запахом горелого – дает масло, вытекшее из двигателя (или системы гидроусилителя руля), и попавшее на раскаленный выхлопный коллектор. Это не очень приятная ситуация, поскольку масло само по себе неплохо горит. Нужно остановить двигатель и убедиться, что коллектор остыл раньше, чем масло на нем вспыхнет – и тогда уже оказывать машине ту или иную техническую помощь.
Антифриз, который из-за повреждения системы охлаждения попадает на горячие части двигателя, дымится так, что можно подумать про пожар.
Но всегда надо помнить о самом неприятном варианте – возгорании проводки, топлива или масла. И в первые минуты после обнаружения дыма водителю нужно вести себя именно так, как при пожаре:
- Ищите место для остановки
- Снижайте скорость и не разгоняйтесь – набегающий поток воздуха раздувает пламя.
- Если возможно, останавливайтесь подальше от других машин. Ибо в случае их повреждения огнем от вашего авто на вас могут "повесить" их восстановление.
- Немедленно открывайте замок капота (но пока не сам капот!). Ведь в его приводе часто есть пластиковые детали, которые могут расплавиться, и тогда вся “подкапотка” выгорит быстрее, чем вы преодолеете (сломаете) замок.
- Заглушите двигатель.
Еще один "имитатор" пожара под капотом - масло, которое из-за поврежденных прокладок или шлангов попадает на горячий коллектор. Оно дымит и распространяет запах горелого.
- Прежде чем открыть капот, попробуйте выяснить место возгорания – возможно оно в районе бензобака, багажника, топливопроводов под днищем.
- Не спешите открывать капот, если не готовы: сперва нужно приготовить огнетушитель и – очень желательно – какую-нибудь плотную ткань (пожарные используют термин “брезент”): одеяло, плед, пальто или куртку. Часто именно “брезент” помогает быстро потушить очаг возгорания в труднодоступном месте, куда не попадает струя огнетушителя.
- Нажимая фиксатор блокировки капота, остерегайтесь обжечь пальцы.
Читайте также: Что нужно проверить в авто осенью: хлопоты с электричеством
- Поднимайте крышку капота медленно и прячьте при этом лицо – получив порцию свежего воздуха, пламя наберет силу.
- Определяйте причину задымления – это пожар или протечка какой-либо из жидкостей на горячий радиатор или выхлопный коллектор. Если пожар – не паникуйте.
- Не поливайте впустую струей из огнетушителя зону огня. Потратьте еще несколько секунд, чтобы более-менее четко понять, что именно горит. В начале пожара горит в одной точке, один узел – и именно на него следует направлять струю огнетушителя.
- Если огнетушитель не дал желаемого эффекта (что бывает часто), используйте ваш “брезент”. Плотно, вплотную "завернутая" в толстую ткань зона огня остается без кислорода и пламя утихает.
Вызвать ли спасателей 101
Однозначного ответа на этот вопрос нет. То есть вызвать можно в любом случае, когда факт наличия огня будет однозначно установлен вами. Но эффект от этого будет только при условии, что ехать пожарным к вам не больше 5 – 10 минут.
Правила дорожного движения не зря предписывают держать огнетушитель в легкодоступном месте: искать его в случае неприятностей не будет времени.
Это печально, но такой небольшой объект, как автомобиль, при наличии в нем топлива, смазочных масел, резины, пластиков и ткани сгорает очень быстро. Однако опытным пожарным часто удается спасти автомобиль как таковой – хотя и без интерьера или, например, без моторного отсека.
Рекомендация "Авто 24"
Перечитав статью, попробуйте оставить в голове основное: четкий порядок действий в случае подозрения на пожар. Дополнительно обдумайте этот алгоритм конкретному к вашему автомобилю: где находится ручка открывания капота, где лежит огнетушитель, что можно подхватить вместо брезента, которым накрывают огонь, какую команду дать пассажирам. И если, не дай Бог, что-нибудь подобное произойдет, действуйте максимально спокойно и взвешенно. А чтобы такого не случилось, регулярно посещайте проверенную СТО и проверяйте состояние топливной системы и электрооборудования.
Читайте также: Запах гари в салоне: что делать, чтобы не произошло беды