Вопрос какой кузов выбрать зачастую аналогичен вопросу какой выбрать автомобиль. В особенности, когда речь идет о нишевых типах, представленных на рынке одной-двумя моделями. Но как ни странно, есть среди нечасто встречающихся кузовов и массовые модели.

Именно разнообразием кузовов автопроизводитель регулирует баланс спроса и предложения, предлагая машины на одной технической базе, но разной степени практичности и даже разного назначения.

Читайте также: Какой автомобиль купить: главная ошибка при выборе кузова

В прошлый раз мы говорили о наиболее распространенных типах кузова, а сегодня в нашем списке – представители в основном более редких, а то и вовсе нишевых изделий. Хотя благодаря одной-двум удачным моделям даже относительно редкие типы кузова могут стать массовыми.

Лифтбек

Не все видят разницу между лифтбеком и хэтбеком, а она есть: у первого больше багажник. По сути это хэтчбек с длинным задним свесом – как у седана. Часто лифтбеки делают с намеком на трехобъемность, устраивая на корме горизонтальный уступ, подобный багажнику седана.

На этих фото хорошо видна разница между лифтбеком и хэтчбеком: задний свес (и багажник!) “Славуты” больше, чем у “Таврии”

Это реверанс в сторону рынков, где сильны позиции седанов, ведь в профиль такой лифтбек именно седан и напоминает, сохраняя при том практичность хэтчбека с его огромным проемом багажника и трансформируемой задней частью салона. Отчасти благодаря именно такому сочетанию “седанной” внешности и хэтчбековской практичности получили огромную популярность такие автомобили как ЗАЗ “Славута” и Skoda Octavia.

Читайте также: Кабриолеты, которых мы не дождались: "копейка" С4 и "Москвич Турист"

Тудор

Такое романтическое название носит седан с двумя дверями. Наличие трех объемов и отсутствие двух дверей из принятых четырех побуждает многих относить этот тип седана к благородной когорте купе – даже если речь идет о “Запорожце”.

Во времена своей популярности двухдверный седан обычно был самым дешевым кузовом в линейке модели

На самом деле тудор – это бюджетный вариант седана, экономия достигается не только за счет меньшего количества дверей, а и благодаря самому слабому двигателю, минимальному оснащению и скромной отделке. Еще одно отличие от купе – “гражданский”, не спортивный силуэт, как правило ничем не отличающийся от четырехдверной версии седана.

Хардтоп

Если в названии автомобиля присутствует это слово, значит, у его крыши отсутствуют средние стойки – неважно, купе это, седан или универсал. Наименование кузова (от англ. жесткий верх) намекает на родство с кабриолетом, которое на деле заключается лишь в отсутствии этих самых стоек.

В европейской традиции кузов называют по его основным признакам – купе, седан и т.п. Не все знают, что купе W123 Coupe еще и хардтоп

Цель такого “облегчения” сугубо декоративная: сплошной оконный проем смотрится необычно, особенно когда оба стекла опущены. Эпоха расцвета хардтопов закончилась вместе с эрой рамных “американцев”, но на некоторых купе (например, Mercedes-Benz) такое решение встречается до сих пор.

Читайте также: Насколько практичен кабриолет в Украине

Ландо

Почти забытый тип, использовавший на люксовых автомобилях: задняя часть салона была накрыта складывающейся крышей, притом зона водителя и переднего пассажира закрыта жесткой конструкцией.

Кузов ландоле по нынешним временам – совершенно эксклюзивный случай даже в премиальном сегменте

Ландоле (так звучит полное название этого типа кузова) в нашем XXI веке можно встретить только на премиальных авто штучной работы – Mercedes-Benz, Maybach.

Брогам

Вариант, похожий на ландо, но открытый верх устроен над передними сиденьями, а не над задними. Это еще более редкий тип, типичный для премиальных авто первой трети ХХ века, он как бы подчеркивал высокий статус задних пассажиров перед водителем. Второе название – купе де виль (Coupe de Ville).

Bugatti Type 41 Royale (1926 г.) с кузовом Brougham – одна из самых выразительных моделей в истории мирового автопрома

Фастбек

Американское слово переводится как “быстрый зад” неспроста – модные в середине прошлого века автомобили выглядели динамичными именно благодаря выпуклой крыше, плавно спадающей сзади к самому бамперу.

ГАЗ-20 “Победа” (1946 г.) на родине позиционировался как седан, хотя как будто срисованный с него Pontiac Streamliner Deluxe (1948 г.) американцы называют фастбеком

От некоторых сегодняшних хэтчбеков этот кузов отличает крышка багажника, не заходящая на стекло – то есть как у седана. Понять, что такое фастбек, вам будет проще, если представить себе ГАЗ-20 «Победа» – именно такой тип кузова был у нашей легенды 1950-х.

Читайте также: Купе: стоит ли покупать автомобиль с кузовом купе

Фаэтон

Этот тип кузова нужно упомянуть хотя бы ради того, чтобы сказать о его отличии от кабриолета. И состоит оно в отсутствии полноценного остекления кузова с боков.

Кузов фаэтон, как у этого Ford A Phaeton Deluxe 1928 года, на заре автомобильной эры был одним из самых доступных для потребителя

Если у кабриолета имеются стекла, поднимающиеся из дверей и бортов, то у фаэтона стекол или нет вообще, или их заменяют пристегивающиеся на кнопках целлулоидные или брезентовые (с вставным стеклом) боковины. Например, фаэтонами были первый массовый отечественный автомобиль ГАЗ-А или армейский Willys времен Второй мировой войны.

Спайдер

Специфический тип кузова, который никогда не был распространенным. Это легкий родстер, лишенный полноценного лобового стекла и любого намека на крышу. Такими были прогулочные спортивные автомобили и малотиражные модели для кольцевых гонок, периодически выходят такие модели и в наши дни, например, настоящим спайдером был Renault Spider (1996 – 1999 гг.).

Настоящие спайдеры, как Renault Spider, ​​​​​​редко выпускаются крупными сериями, но иногда такое имя дают массовым родстерам

При этом нужно отметить, что нередко автопроизводители используют название данного типа кузова неправомерно – на автомобилях, имеющих высокое лобовое стекло и складную крышу. Например, это можно сказать о Ferrari F430 Spider, Alfa Romeo Spider и обоих поколений Fiat 124 Spider. Собственно, подобное «самоуправство» касается и других типов кузова, но это тема отдельного разговора.

Читайте также: Как выбрать сервис по кузовному ремонту