Мало кто представляет себе, как давно это было – но первый украинский автомобиль был создан 88 лет назад. А вот в том, что он был грузовиком, не было ничего удивительного.

Вопрос автомобилизации официально стоял на повестке дня в стране, где все еще преобладал гужевой транспорт. Правительственный орган Укртремасс – Украинский государственный трест массового производства металлопродукции – в конце 1929 года поставил перед автосборочным заводом задачу: наладить производство грузовика тяжелого класса.

Читайте также: Made in Lviv: когда ЛАЗ был лучшим европейским автобусом

Был выбран сегмент грузоподъемности 4 тонны – таких машин в стране не производили и не планировали производить, массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и ЗИСы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.

Это кажется невероятным, но харьковская промышленность в 1930 г. могла построить автомобиль на 100 % из деталей собственного производства

Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли. Но как было принято в те годы, заводчане взяли готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью. Производство аналога Pentajota также не требовало каких-то высоких технологий.

На 100 % наше

Однако, в отличие от других советских автозаводов того периода (ЯАЗ, ГАЗ, АМО), использовавших готовые узлы и агрегаты зарубежного производства, харьковчане все сделали сами. Все до единой детали были сделаны или на данном Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, как чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности – это тоже нешуточные даже по нынешним временам технологии.

Читайте также: Тяжелый интернационал: каким был первый КрАЗ

Прототип харьковского грузовика “Украина” Lancia Pentajota 1924 г. был простым и неприхотливым. Внешне “итальянец” был старомоднее “украинца”

Внешне харьковская машина также была оригинальной – также в отличие от других советских автозаводов, которые копировали не только конструкцию, но и дизайн. Стилистика вполне соответствовала веяниям конца 1920-х – начала 1930-х годов, а радиатор гордо украшало слово, ставшее наименованием автомобиля – “Україна”, причем именно на украинском языке.

Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. Дело в том, что в производственной программе завода были и другие изделия – например, мотоциклы, а масштабы производства были достаточно скромными и требовали серьезных инвестиций.

Конструкция “Украины”

Каким был первый украинский грузовик “Украина”? По техническим характеристикам он целиком соответствовал своему европейскому прототипу. Харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л.с. при 2200 об./мин. Машина развивала внушительную по тем временам скорость 50-55 км/ч.

Читайте также: Каким был первый ЛуАЗ - история секретного автомобиля

Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колее 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.

Эксперты по тяжелой технике отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевезти груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).

Увы, первый украинский автомобиль “Украина” так и остался уникальным – его серийное производство не было налажено. Предпринимательская вольница периода НЭПа была свернута, СССР “становился на рельсы индустриализации”. Экономике требовалась массовая техника, для производства которой истроились гигантские предприятия. Конкурировать с ними скромный харьковский завод никак не мог, денег на освоение производства правительство не выделило. Два построенных экземпляра по имеющейся информации верой и правдой служили народному хозяйству в Харькове на протяжении многих лет.

Читайте также: Почему "Запорожец" лучше иномарок