Мы как-то не привыкли видеть в автобусах предмет поклонения, не они являются для нас воплощением стиля и технического прогресса. Но когда-то было иначе – новейшие разработки Львовского автобусного завода покоряли сердца профильных экспертов всей Европы.

Львовский автобусный завод начал заниматься автобусной тематикой через десять лет после основания – в 1955 году. Идею тиражировать унифицированную городскую модель ЗИС-155 заводские конструкторы с возмущением отвергли, взявшись за собственные разработки.

Читайте также: Каким был первый ЛАЗ: удивляемся вместе

Первые львовские модели

Уже через год, в 1956 г., на ЛАЗе выпустили свою первую модель – городской девятиметровый ЛАЗ-695 так называемой средней вместимости. Новинка была построена в духе новейших на то время инженерных решений. Вместо принятой ранее рамы от грузовика несущую функцию выполнял пространственный каркас. Это было силовое основание в виде объемной фермы из прямоугольных труб, связанной с пространственным каркасом кузова.

Концептуальный ЛАЗ “Украина-1” задал тон стилистике и конструкции львовских автобусов на десяток лет вперед

Подвеска тоже была не от грузовика, как это было принято ранее, а специальная, сконструированная с учетом требований комфорта. В ее создании поучаствовали специалисты научно-исследовательского института НАМИ.

Читайте также:Каким был первый ЛуАЗ - история секретного автомобиля

Вместе с заводчанами они скомбинировали рессоры и пружины таким образом, чтобы при увеличении нагрузки (пассажиры наполняют салон на остановках) в работу вступали дополнительные упругие элементы, но при частичной загрузке работали лишь часть элементов. Таким образом, подвеска всегда оставалась комфортной, независимо от степени загрузки.

Также новацией для своего времени было кормовое расположение силового агрегата, 90-сильный двигатель стоял продольно в заднем свесе, вместе с коробкой передач и главной передачей. Автобус ЛАЗ-695 поставили на поток, а конструкторы начали работать над следующими поколениями.

Советские концепты

Да будет вам известно, концепт-кары строят не только производители модных легковых автомобилей. Конструкторы Львовского автобусного завода также баловались концептуальными изделиями, причем не жалея на это ни сил, ни времени.

ЛАЗ “Украина” образца 1961 г. был создан в двух вариантах, отличавшихся оформлением передней оптики, наличием прожектора на крыше и комплектацией салона. На фото первая версия (июнь 1961 г.)

Первые концепты ЛАЗа были созданы в 1961 г., ими стали туристические автобусы десятиметрового класса “Украина-1” и “Украина-2”. Отличались они внешним оформлением и оборудованием салона, но главное в них – передовая техническая начинка. Для рубежа 1950-1960-х большим откровением была комфортная пневматическая подвеска, гидроусилитель руля, новый 180-сильный дизель ЗИЛ-375 компоновки V8. Новая 5-ступенатая коробка передач мало того что была полностью синхронизирована, так еще и управление ею было реализовано через электропневматическую систему. Водитель по сути управлял лишь легким джойстиком, а рычаги кулисы МКП перемещались мощными пневмоцилиндрами, которые открывались электромагнитами по команде от джойстика.

Дизайнеры успешно потрудились и в оформлении интерьера “Украины-1”

Комплекс мер был принят конструкторами “Украины” для повышения комфорта пассажиров. Крыша была сделана раздвижной, две огромные металлические панели над салоном разъезжались, открывая пассажирам вид на небо. Кроме того, в передней части автобуса надо лобовым стеклом была устроена приточная вентиляция, а в задней части – вытяжное устройство для безсквознякового проветривания во время движения. В задней части салона первого концепта, созданного летом 1961 г., был устроен гардероб, а салон вмещал 36 пассажиров. Версия “Украина-2”, выпущенная в октябре, имела лишь 28 кресел, зато у нее был гардероб и туалет.

Читайте также: Тяжелый интернационал: каким был первый КрАЗ

Оба концепта не пошли в серию, но стали основой для нескольких последующих разработок. Кроме того, опробованные на них дизайнерские и конструкционные решения нашли применение на серийных машинах – например, подвеска, оформление кормы кузова. Известно, что первый вариант автобуса впоследствии был разобран, а “Украина-2” многие годы честно работала в качестве служебного автобуса в авиационном конструкторском бюро О.К. Антонова в Киеве.

Европейские сенсации

В 1967 г. заводское конструкторское бюро ЛАЗа переформатировали в учреждение всесоюзного масштаба – ГСКБ, Головное Союзное Конструкторское Бюро. Новый статус совпал с этапным событием в жизни автобусостроителей всего государства – участием советских заводов в XVIII Международной автобусной неделе в Ницце и в XV Международном туристическом ралли. Представители трех заводов – ЛАЗа, ЗИЛа и ПАЗа приехали на Лазурный берег на своих новых моделях: ЛАЗ «Украина-67», ЗИЛ-118 “Юность” и ПАЗ-665. На Английской набережной модного европейского курорта выстроились 133 автобуса самых известных мировых брендов.

К Международной автобусной неделе в Ницце 1967 года львовяне подготовили новый концепт ЛАЗ “Украина-67

И «Украина» на их фоне выглядела если не футуристично, то очень выразительно, отличаясь нестандартными формами – лаконичными и гармоничными.

Читайте также: Каким был первый "Запорожец": пять секретов "горбатого"

Но сенсацию автобусной недели сделали не только дизайн ЛАЗа, а и его техническая начинка – пневмоподвеска, комфорт водителя и пассажиров, системы управления. Иностранные специалисты, работавшие на выставке, заглядывали, изучали, рассматривали украинский автобус едва ли не под микроскопом – благо, делать из своих достижений секрет у наших соотечественников было не принято.

Корма ЛАЗ “Украина-67” была чрезвычайно выразительной. На следующем концепте ее сделали более сдержанной

Отметили достижения львовян и официальные лица – организаторы шоу, которое, напомним, проводилось на тот момент уже 19-й раз. Всего делегация советских автобусов заработала в 1967 году в Ницце 12 наград, из них «доля» ЛАЗа была такой:

  • Приз Президента Франции
  • Два Больших приза отличия
  • Специальный приз оргкомитета – за участие в туристическом ралли
  • Гран-При и Кубок оргкомитета – за технические испытания
  • Серебряная медаль кузовостроителей – за конкурс кузовов
  • Большой Кубок – за Первое место в абсолютном зачете за мастерство вождения (за рулем машины был инженер-испытатель С. Борим).

Ценность этих наград особенно высока, если знать, что конкурировать «Украине-67» пришлось с настоящей звездой экспозиции – уникальным в своем роде микроавтобусом ЗИЛ-118 «Юность», построенном на суперкомфортабельном шасси правительственного лимузина.


Львовские конструкторы постоянно совершенствовали перспективные модели. К автобусной неделе в Ницце 1969 г. подготовили новый образец “Украины” – с иным кузовом и доработанным оснащением.

К следующем шоу в Ницце, через два года, приготовили переработанную версию этого автобуса. Новинку отличали новый кузов с ровной крышей и пассажирской дверью с сервоприводом, и сглаженная, менее радикальная форма кормовой части. Модель ЛАЗ “Украина-69” снова собрала урожай кубков и наград: Большой приз отличия, Вымпел Инициативного Синдиката, Бронзовая медаль Комиссариата туризма, два Кубка Оргкомитета – за ралли и отдельно за маневренность, переходящий Приз Луи Боландаро за техническое совершенство ходовой части.

Ну, а чтобы закрепить международный успех, модель свозили в Бельгию на автошоу в Брюсселе. Машина вернулась во Львов в звании «Лучший европейский автобус»...

Читайте также: Почему "Запорожец" лучше иномарок